На вопросы "Ангарской правды" отвечает начальник ОГИБДД Отдела МВД России по Богучанскому району Майор полиции Д.В. Цих.
– Сегодня особенно злободневна тема детского травматизма в ДТП – и связана она с гибелью 10-летнего мальчика. Хотелось бы наше интервью сегодня посвятить именно проблеме гибели, травмированию детей на дорогах.
– Проблема детского дорожно-транспортного травматизма всегда была и будет болезненной, поскольку дети – это самые незащищенные участники дорожного движения. И какими бы ни были обстоятельства дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних – во всех прямо или косвенно виноваты взрослые – водители, родители, законные представители…
– Какая вина родителей в ДТП в Пинчуге?
– Нарушение правил перевозки ребенка! Если бы мальчик перевозился по Правилам – огромная вероятность того, что он отделался бы лишь незначительными травмами, либо вообще не пострадал! А ребенок находился на коленях матери на переднем пассажирском сиденье. 10-летний ребенок! Родители поясняют, что задние пассажирские сиденья были разобраны, поэтому вынуждены были так разместиться. Ну это разве оправдание? При таких нарушениях нет оправданий!
– Какую ответственность понесут родители?
– Водитель – отец погибшего мальчика, арестован, в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 Уголовного кодекса "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". Санкция данной статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Проводится проверка и решается вопрос о привлечении к ответственности матери погибшего за ненадлежащее исполнение ею родительских обязанностей.
– Скажите, а много таких нарушителей, которые перевозят детей не по правилам?
– Их не может быть много или мало. Такие нарушители есть, и с этим надо бороться. За год силами сотрудников Госавтоинспекции выявлено 107 водителей, нарушивших часть 3 статьи 12.23 КоАП "Нарушение требований к перевозке детей, установленных "Правилами дорожного движения". Они понесли наказание в виде административного штрафа. К тому же, акцентирую внимание, за повторное нарушение правил перевозки детей будет проводиться проверка и рассматриваться вопрос о возбуждении административного производства на родителя-нарушителя за неисполнение родительских обязанностей и постановки на профилактический учет в ПДН. Но все это не самое страшное, и меньше всего должно волновать родителей, в первую очередь они должны заботиться о безопасности ребенка. Большие опасения должны вызывать последствия этих нарушений – травмирование, гибель детей.
– Сколько было таких ДТП, в которых получали травмы несовершеннолетние пассажиры, перевозимые с нарушением правил их перевозки?
– В прошлом году таких ДТП было три. В июле в аварии пострадала 15-летняя школьница – она ночью ехала в автомобиле со своей подругой, транспортным средством управлял водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, также в автомобиле находился отец – он был тоже не трезвый. Водитель несправился с управлением и допустил наезд на бетонное ограждение. В результате ДТП одна девочка получила травмы средней степени тяжести. Водитель понес ответственность за нарушение правил дорожного движения, отец пострадавшей – за неисполнение родительских обязанностей.
В сентябре 16-летний пассажир, не пристегнутый ремнем безопасности (в данном случае нарушение правил перевозки пассажиров и нарушение самим пассажиром ПДД), в результате ДТП получил травму и был госпитализирован с диагнозом: перелом голени. Потребовалось оперативное вмешательство. Также в декабре пострадал 3-летний ребенок, который ехал в машине со своей матерью. Пассажиры и водитель не были пристегнуты ремнем безопасности. В результате ДТП ребенок получил легкий вред здоровью. Водитель пояснил, что был в себе уверен, поэтому не посчитал нужным применить ремни безопасности и перевозить пассажиров по правилам. И так большинство говорит. Но ведь нельзя быть уверенным в водителях, которые едут навстречу! Кто дает гарантию, что они не спровоцируют ДТП и вы, и ваши пассажиры, которые перевозятся с нарушением правил, не пострадают?
– Вот Вы говорите, что каким бы ни было ДТП с участием ребенка – во всех виноваты взрослые. Представим такую ситуацию: выскочил ребенок на дорогу – прямо под колеса машины. Какая здесь вина водителя?
– Такую ситуацию и представлять не надо. Подобного рода ДТП, в которых, как вы говорите, ребенок выскочил под колеса автомобиля, у нас в прошлом году было пять, из них 3 ребенка – пешеходы и 2 – велосипедисты. Фактическая вина за детьми, они нарушили правила дорожного движения для пешеходов, правила для водителей велосипедов. Возраст всех детей от 8 до 11 лет. Разве это не говорит о том, что родители не научили их, как правильно пересекать проезжую часть? Где можно ездить на велосипеде, а где нельзя? В первую очередь родители должны воспитывать в своих детях правосознание, соблюдение правил дорожного движения, боязнь попасть в ДТП, а уже школа и правоохранительные органы закрепляют эти знания. Учащимся начальной школы нужно разъяснять правила перехода проезжей части, правила поведения на дороге, первое время провожать их в школу и не давать им самостоятельно передвигаться до тех пор, пока ребенок не начнет уверенно и правильно вести себя на проезжей части. А у нас некоторые папы и мамы отправляют в "свободное плавание" даже первоклашек. Подъезжаем утром к школе и видим, как мал мала меньше, укутанные по самые глаза, даже не оглянувшись по сторонам, идут в темноте через дорогу. Мы проводим беседы с родителями, выступаем на собраниях, просим: обеспечьте детей световозвращателями, чтобы в темное время водитель заблаговременно увидел ребенка, еще не наученного правильно себя вести на дороге. Но и с этим проблемы. Во всех ДТП, в которых пострадали дети-пешеходы в темное время суток, на несовершеннолетних не было световозвращателей. А ведь большинство этих ДТП могло не случиться, водители бы увидели еще на обочине ребенка-пешехода и заблаговременно притормозили, зная, что впереди идет человечек, и он может выскочить на дорогу.
– А дети-нарушители как-то наказываются?
– Дети до 16 лет не несут административной ответственности за нарушения ПДД. В случае выявления нарушения Правил ребенком, составляется рапорт и направляется в подразделение по делам несовершеннолетних, после чего с ребенком и его родителями проводится профилактическая беседа, законные представители уведомляются, что при повторном нарушении ПДД ребенком будет проводиться проверка и рассматриваться вопрос о постановке на профилактический учет и привлечения родителей к ответственности за неисполнение своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
– Сколько таких рапортов было составлено за год?
– 40. 11 – на детей-пешеходов, 15 – на велосипедистов, 14 – на детей-водителей механических транспортных средств и мопедов.
– А что, дети и автомобилями управляют?
– Есть даже случаи совершения ДТП несовершеннолетними, управляющими мотоциклом, мопедом и автомобилем.
– Можно подробнее?
– В мае 13-летняя школьница, управляя мопедом, столкнулась с автомобилем, в результате – перелом ключицы со смещением, оперативное вмешательство. Мама пострадавшей настаивала на привлечении к ответственности водителя автомобиля, который ничего не нарушил и, возможно, много ночей не спал, переживая за ребенка. Сложно было родительнице объяснить, что вся вина лежит на ее дочери и на ней самой, ведь она допустила ребенка, не имеющего права управления, за руль мопеда.
Аналогичная ситуация с несовершеннолетним мотоциклистом, только в данном ДТП пострадала пассажир. И тоже: перелом ключицы со смещением, взволнованные родители.
Из ряда вон выходящая ситуация была с несовершеннолетним, который управлял автомобилем по просьбе своей матери. Это было в сентябре. Сам водитель получил легкую степень тяжести, а вот пассажир – тяжкий вред здоровью. Во всех эти ДТП виноваты несовершеннолетние. Но очевидна и вина родителей. Напомню, за передачу права управления лицу, не имеющему на это права, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей. А за нарушение ПДД лицом, управляющим автомобилем, либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть, предусмотрена уголовная ответственность, и ее понесет виновник ДТП, достигший 16 лет.
Поэтому родители, которые позволяют своим детям управлять транспортным средством, а также родители, которые не исполняют свои права и не препятствуют нарушению правил дорожного движения детьми, задумайтесь! В случае происшествия вам не только нести ответственность перед законом, но и перед своей совестью!
Олег завьялов. (АП)