Именно в их силах выяснить причины, из-за чего несовершеннолетние идут на те или иные нарушения. А после, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), которая является координирующим органом, коллегиально принять решение – нужно ли ставить ребенка на учет.
Дальше начинается работа, где главная цель – помочь подростку справиться с неприятностями. Причем диапазон этой деятельности в реальности значительно более широкий, чем просто поддержка несовершеннолетнего от случая к случаю. При условии, если система профилактики работает идеально, то есть точно в соответствии с предписаниями Федерального закона № 120. Только, как известно, в жизни ничего не бывает абсолютно правильного. Случаются и ошибки, недоработки. Тем более, что последствия жестких ограничительных мер из-за пандемии в этой области деятельности сказываются особенно сильно – в Богучанском районе не снижается количество правонарушений несовершеннолетними, ухудшилось социальное положение некоторых семей. Что же происходит? И как исправить сложившуюся ситуацию? С этими и многими другими вопросами мы обратились к ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района Ирине Владимировне Брюхановой, которая, в свою очередь, пригласила на беседу Владимира Николаевича Булатникова, работающего в составе КДН и ЗП – человека с очень большим опытом в этой сфере деятельности.
– Какие конкретно организации входят в систему профилактики? И как сегодня ведется эта работа?
В.Н. Булатников: Если коротко, то работаем в рамках тех возможностей, что есть. Во-первых, в системе профилактики недостаточно специалистов с соответствующим образованием, поэтому необходимые мероприятия проводятся от случая к случаю, тогда как должны быть постоянными. А входят в систему профилактики абсолютно все ведомства – здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, полиции, сельские администрации… Более того, сейчас недостаточно внимания уделяется первичной профилактике, направленной на правовое воспитание детей, работу с семьями, родителями. Комиссия в нынешнем составе – с февраля 2020 года. Мы стремимся переломить ситуацию, перенастроить всю работу системы на взаимодействие, слаженность и регулярность. И уже многое сделали в этом направлении.
– И все же, в чем вы видите недостатки работы системы профилактики? Каким образом выправляете сложившееся положение?
В.Н. Булатников: Кто изначально видит неблагополучие в семье, воспитании? Это медицинские работники, воспитатели детских садов, специалисты сельских администраций. Медики, как правило, сообщают об этом. Если не документально, то в телефонном режиме обязательно. А вот социальные педагоги в школах при составлении программ индивидуальной профилактической работы (ИПР) часто зацикливаются на деятельности только школы, тогда как нужно в эти программы включать деятельность и других организаций.
И.В. Брюханова: При составлении ИПР в ведомствах не только делают ошибки, но порой и вовсе на программы не опираются. Ведь, чтобы учесть абсолютно все при обсуждении формы работы с ребенком, КДН и ЗП необходимо исследовать все условия: социальное положение семьи, причины неправильных поступков… Нужно помогать, а не вредить. И чтобы ведомства не дублировали свои действия, а работали соответственно программе реабилитации, к нам как к дублирующему органу должны стекаться все сведения. Но пока мы зачастую сами выполняем работу ведомств: звоним, спрашиваем, выясняем, договариваемся... При этом выполняем и свои обязанности. Даже с ПДН возникают сложности, хотя, казалось бы, сотрудники полиции должны быть наиболее заинтересованы в успешной работе системы профилактики. Но, к сожалению, сейчас у них во главе угла – исполнение материалов, заявлений, обращений. Надеемся, что со временем такой подход изменится.
– При направлении усилий на налаживание правильной работы системы не забываете ли вы о конкретных семьях, детях?
И.В. Брюханова: Конечно, нет. Мы в первую очередь должны защищать права ребенка. И мы это делаем. На "потом" не откладываем.
– Если несовершеннолетний все же совершает противоправное деяние, назначается ли "куратор случая"?
В.Н. Булатников: Это происходит только при постановке ребенка на учет. Но прежде мы как можно тщательнее рассматриваем причины проступка, условия его жизни, изучаем данные ему характеристики, беседуем с родителями... Одним словом – сначала причины и только потом – меры воздействия. Ответственность должна соответствовать вине. Еще раз повторю: мы должны помогать, а не вредить.
– Мешают ли вашей работе ограничительные меры, связанные с пандемией?
И.В. Брюханова: В чем-то да. Например, большая роль в воспитании подрастающего поколения отводится образовательной системе. И лучше всего воспитывать не онлайн, а личным общением, личными примерами преподавателей. Когда образовательные учреждения ушли на дистанционное обучение, когда не работали досуговые и спортивные организации, стало сложнее. И последствия всего этого еще будут проявляться. Поэтому сейчас важно не вернуться к жестким ограничениям, связанным с распространением пандемии.
Что ж, непростая ситуация в системе профилактики понятна. Надеемся, что со временем работа наладится, когда все ведомства в полной мере осознают ее важность и станут принимать в ней участие в том объеме, какой предполагается по закону, а также по долгу и велению сердца. Потому что в конечном итоге от их правильной деятельности зависит будущее.
Елена ДАВЫДОВА.