С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в РФ", где рассматривается такое понятие как "инклюзивное образование". В чем его суть и как в связи с его появлением организуется учебный процесс в школах района, мне помогла разобраться ведущий специалист Управления образования Л.Н. Скурихина. Мы не только побеседовали с ней, но и побывали в Таежнинской коррекционной школе на семинаре по психолого-педагогическому сопровождению детей с интеллектуальными нарушениями, где рассмотрели этот вопрос с разных сторон.
– Людмила Николаевна, что означает понятие "инклюзия"?
– Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка.
– Какие же изменения в плане обучения ожидают детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей?
– Внедрение инклюзивного образования сталкивается с рядом трудностей, но все они решаемы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях района обучается больше ста детей с проблемами различного характера: слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Самая большая категория – с нарушениями интеллекта.
Конечно, в коррекционной школе, такой, как в Таежном, есть все необходимые специалисты, кабинеты лечебной физкультуры, социально-бытовой ориентировки, и на данный момент там оказывается спектр услуг гораздо шире и качественней.
– Но ведь школы готовятся к нововведениям?
– Да. В этом году более 80 педагогов, включая воспитателей дошкольных учреждений, прошли курсы повышения квалификации, 24 педагога получили второе высшее образование по специальности "дефектология".
В 2015 году шесть общеобразовательных школ принимали участие в краевом конкурсе на предоставление субсидий, выделенных в рамках государственной программы "Доступная среда" по созданию безбарьерной среды для организации инклюзивного образования детей-инвалидов. Субсидия предоставляется на создание в общеобразовательных организациях универсальной безбарьерной среды для особенных детей, включая приобретение и устройство пандусов, расширение дверных проемов, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление спортивных залов, классных комнат, кабинетов психологов, логопедов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей ребятишек, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного оборудования.
Победителями стали богучанские школы № 1 и № 2, Октябрьская и Чуноярская.
В 2016 году заявку на участие в подобном конкурсе подали четыре детских сада.
Замечу, что работа требует не только знаний, но и практических навыков. Мы тесно сотрудничаем с коллегами Таежнинской школы-интерната. Они всегда охотно делятся опытом работы с "особыми" детьми и своими секретами.
Перед началом мероприятия мы поговорили с директором Таежнинской общеобразовательной школы-интерната М.А. Искра:
– На этот раз собрались дефектологи, логопеды и психологи, так как именно они в первую очередь – участники инклюзивного образования. В каждой группе будут проведены и теоретические занятия, и практические мастер-классы, – рассказывает Мария Анатольевна.
– Ваше учреждение принимает всех особенных детей?
– Мы готовы принять порядка 100 учеников. У нас созданы все условия, оборудованы кабинеты специалистов. Главная отличительная особенность школы – наши педагоги поддерживают не только ребенка, но и его семью на протяжении всего обучения с момента его поступления и до выпускного. Мы помогаем поступить нашим воспитанникам в профессиональные учебные заведения.
В работе семинара принимали участие не только педагоги школ, но и детских садов. Ведь именно воспитатели – первые, кто сталкивается с проблемами, связанными с развитием ребенка.
– Работая с детьми дошкольного возраста, могу отметить то, что многие имеют сложности с речевым развитием. Для того, чтобы помочь ребенку, нужна специальная подготовка, – говорит учитель-логопед Богучанского детского сада №2 "Солнышко" Ирина Николаевна Безруких. – Специалистов катастрофически не хватает, и не только в нашем районе. Понимая это, прошла переподготовку и получила диплом о втором высшем образовании по специальности "логопедия". В нашей работе очень важно обратить внимание родителей на проблему и подсказать возможные пути решения.
На вопрос, куда обращаться родителям с возникшими вопросами, И.Н. Безруких ответила:
– Я советую обратиться за помощью к профессионалам. У нас в районе много лет работает психолого-медико-педагогическая комиссия, в состав которой входят высококвалифицированные специалисты.
Проводя обследование, они определяют условия для дальнейшего обучения ребенка, разрабатывают рекомендации для педагогов и родителей.
Как составить адаптированную программу, выстроить урок и много других "секретов мастерства" продемонстрировали педагоги Таежнинской школы.
Вопросам не было числа, и на каждый специалисты дали ответ. Мастер-классы педагогов, совместное обсуждение проблем, связанных с обучением детей с нарушениями интеллекта – вот такая насыщенная программа прошла в этот день.
При подведении итогов семинара заместитель директора школы К.Н. Тетерина предложила участникам сформулировать интересующие их вопросы для подготовки методических пособий и следующих районных мероприятий, ведь специалисты школы-интерната готовы и дальше делиться опытом, сотрудничать со всеми педагогами района и помогать им в организации образовательного процесса для учеников с ОВЗ.
Побывав в школе-интернате, хочется отметить, что воспитанники очень дружны, сплоченны и дисциплинированы, и это чувствуешь, как только переступаешь порог школы. В классах светло, уютно и душевно. Там все сделано для детей.
Учителя проводили занятия так, что сложилось мнение, что это одна большая семья. И каждый член семьи особенный, со своими индивидуальными способностями, которые не только выявляют, но и развивают.
Светлана КОЗЛОВА.
Фото автора.
п. Таежный
(АП)