Версия для слабовидящих |

телефон: +7 (38845) 22-0-90
e-mail: ajuda_gazeta@mail.ru

Поход к верховьям Катуни

Тридцать лет назад в нашем районе, помимо первого Эл Ойына, произошло еще одно знаменательное событие. Тогда, в 1988 году, в большой стране под названием СССР широко отмечался 70-летний юбилей ВЛКСМ.

В рамках этого мероприятия в нашем районе возникла идея отправить экспедицию, состоящую из молодых комсомольцев к истокам Катуни на ледник Геблера.

Об этом походе нам коротко рассказал непосредственный участник тех событий, председатель райсовета Эдуард Текенов.

- Да, действительно в 1988 году состоялось такое интересное восхождения к истокам Катуни. Тогда я работал инженером-гидротехником в колхозе имени Карла Маркса. В июле месяце сказали, что Онгудайским райкомом комсомола организовывается экспедиция к верховьям Катуни на ледник Геблера – это южная сторона горы Белуха, противоположная сторона Ак-Кема. Первым секретарём райкома ВЛКСМ тогда работал Сергей Тарханов, вот он мне позвонил и рекомендовал мне и моей супруге Ульяне войти в состав экспедиции. Мы согласились долго не раздумывая. Так сформировалась наша молодежная команда, в которой были Александр Судуев, Аспан Боктунов, Марина Такаракова, Иван Пупыев, Чечек Чекурашева (Бакчабаева), Ульяна Текенова, Инга Сумечекова (Белекова), Татьяна Пичеленова (Неметова), Виктор Иртамаев и я.

До этого в армии я немного занимался скалолазанием и альпинизмом, за плечами было восхождение на гору Арагац – высочайшую вершину Армении. То есть была кое-какая подготовка. А экспедицию возглавил опытный инструктор-альпинист Виктор Иртамаев, работавший учителем в школе. Мы знали, что он был опытным скалолазом и альпинистом, побывавшим в Памире и на Кавказе. Поэтому, целиком и полностью мы ему доверились. Сейчас мало кто знает Виктора Анатольевича как опытного, подготовленного альпиниста, который много лет тренировался. Еще мы были молодые, поэтому такого понятия как боязнь не было, наоборот все было интересно, все жаждали сходить в горы.

Торжественно провожали экспедицию здесь в Онгудае. Там, где сейчас библиотека, раньше был райком ВЛКСМ. С напутствованными словами выступили первый секретарь Сергей Тарханов и инструктор райкома партии Антонина Саламова. Мы с супругой ждали машину в Караколе, там нас по пути и посадили. На транспорте, который дал нам райком комсомола, к вечеру мы уже приехали в село Кучерла.

Составили план-график как двигаться, распределили груз по рюкзакам. Продуктами нас обеспечил райком комсомола: тушенки, сгущенки, каши, хлеб, чай и т.д. На следующий день мы двинулись в путь. Договорились идти так: час идем быстрым темпом, 5-10 минут отдыхаем и дальше таким же способом. И так мы вечером часов в 10 дошли до Кучерлинского озера. Нагрузка очень большая была, тогда там тропы как сейчас не было, сегодня там чуть ли не Чуйский тракт не сделали... Тогда и туристов мало было, они встречались редко, тем более не было ни баз, ни турстоянок. Возле озера переночевали, утром рано встали и вперед - дальше.

Двигались строго по договоренному графику: час ходьбы, 5-10 минут передышки, обед один час, опять час ходьбы, 5-10 минут отдыха. Таким образом вечером мы пришли к Капчальскому перевалу. Озеро Кучерлинское само длиной 7 километров, обогнули его. Дальше река Кӧнӱ-Айру и в Капчал идет большая река. Удачно переправились через Кӧнӱ-Айру. Кӧнӱ-Айру и Мӧштӱ Айру – это западная сторона Белухи, тоже ледники. Издалека за 6-7 километров был слышен грохот падающей воды, когда подошли – оказывается это река Капчал, которая с ледника спускается, падает с высокой скалы, с двух сторон кедры растут. Очень красиво, и вот эта масса воды со скалы "прыгает" и с двух сторон стоит радуга, красота неимоверная, там мы посидели, полюбовались, поднялись по тропинке наверх, к вечеру подошли к ледникам и там переночевали.

Утром позавтракали и двинулись дальше. Все участники экспедиции были молодые, подготовленные, жилистые, никто не ныл. Все выдерживали заданный темп, были веселы, много общались, хотя и уставали, конечно. Переночевали около Капчала и поднялись на ледники. Ледник тянется в длину километра на полтора. Много трещин, которых под снегом не видно. В открытые глубокие трещины с острыми ледяными краями бросали камни. Но не дай бог кому туда свалиться… По особым приметам определяя трещины, мы поднялись на вершину, там посидели, чуть-чуть подкрепились, красота конечно… На вершине в камнях спрятали капсулу с именами участников похода и с пожеланиями будущим поколениям.

С той стороны стена стоит и тоже ледник длиной в километр. По стене удачно спустились, потом, прикинув по карте, решили не огибать гору, а перейти по перевалу Песчаному. Конечно были сложности, скалы. А с той стороны очень крутой спуск. Когда спустились, увидели настоящие альпийские луга – трава по грудь, все шелестит, звенит, играет. Как будто попал в другой мир – цветы такие растут, бабочки, кузнечики и все остальное.

Дальше начинается Катунь - места красивые, нетронутые. И здесь, на этом фоне, лошади лежат – сытые, гладкие, откормленные. Оказывается, казахские лошади с той стороны, где Рахмановсике ключи. Потом, оказалось, что мы чуть-чуть не дошли до начала Катуни. Встретились нам люди – иностранцы, сказали – швейцарцы, на вертолете прилетели. Определенные люди рядом с ними стоят, один к нам подошел и сказал не подходить к иностранцам. Тогда, как известно, это строго запрещалось. Он же подсказал нам как идти вниз по Катуни. Там в километрах 5-6 стоит казахская юрта, если их попросить за некоторую плату они могут переправить на другую сторону реки. Но мы не стали туда спускаться, пошли по этой стороне. Оказывается, бегущая с южной стороны Белухи, где балконы и ледники, речка и есть начало Катуни. Мы насколько смогли пришли, там переночевали. И на следующий день, когда хотели пройти по этой стороне, то маленькую речку невозможно было перейти, скорость течения была огромная.

Виктор Иртамаев, Судуев Александр и я решили дойти до начала ледника Геблера, до истока Катуни. Решили переправиться через Катунь, благо она там неглубокая. Но когда дошли до середины реки, ног уже не чувствовали – вода ледяная. Но раз начали, надо идти до конца. Кое-как переправились на ту сторону, но и дальше часа через два дошли до стены ледника Геблера, где начинается наша великая Катунь. Там на ледниках Виктор Иртамаев провел для нас мастер-класс как надо пользоваться альпинистским снаряжением, как надо подниматься по отвесной стене ледника. Мы потренировались там, походили, посмотрели, полюбовались. Лед там такого бирюзового цвета, как Катунь летом. Трудно описать словами все, что видели мы там, все величие и красоту нашего Алтая.

Таким образом мы дошли туда, оставили памятный знак-вымпел, посвященный 70-летию ВЛКСМ. Вечером спустились, переправились обратно через Катунь, не почувствовав даже холода. Настроение было отличное, все были рады, что дошли до намеченного места, задачу экспедиции выполнили. В лагере попили чай, переночевали и утром пошли обратно. Пошли в обход горы Песчаная, снег растаял, идти было уже легче. По леднику спустились, два раза переночевали и вернулись в Кучерлу. Домой вернулись все счастливые, гордые, что задание выполнили. Так закончилась эта незабываемая экспедиция, в общей сложности занявшая десять дней. И сегодня, спустя 30 лет, я поздравляю участников той экспедиции с юбилеем легендарного восхождения и 100-летием ВЛКСМ.

Тогда, весь путь в походе я не переставал удивляться красоте наших гор. И с тех пор я почти каждый год хожу на Ак-Кем, Кучерлинские озера и другие места. Дети мои ходят на Белуху.

И сегодня я не понимаю, почему наши святые места – верховья Катуни, оказывается, переданы в аренду Казахстану. Получается наша святая-святых Катунь берет начало в Казахстане. Наши предки не отдавали ни пяди своей земли. Я думаю, что нашему правительству и депутатам нужно вникнуть в суть вопроса, быть в курсе и взять под контроль дальнейшее развитие событий. Если мы потеряем начало Катуни, нас потомки не поймут…