Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно политическая газета Кош-Агачского района Республики Алтай

649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Пограничная, 33
телефон: +7 (38842) 2-25-36
e-mail: chuyskie@bk.ru

Как и чем живет Новый Аул?

В один из пасмурных и теплых дней октября мы побывали в селе Жана-Аул. Новому селу чуть более 30 лет, но это село является центром казахской культуры. Глава администрации поселения Т.А. Ибраимов рассказал о своем Жана-Ауле.

В один из пасмурных и теплых дней октября мы побывали в селе Жана-Аул. В местном СДК чествовали пожилых людей. Новому селу чуть более 30 лет, но это село является центром казахской культуры. Глава администрации поселения Т.А. Ибраимов рассказал о своем Жана-Ауле.

Село расположено на Чуйском тракте в 27-ми километрах от Кош-Агача.

Жана-Аул появился 5 мая 1986 года. Тогда жители одного из казахских сел Актал, которое находилось чуть в стороне от Чуйского тракта, перебрались в Чуйскую степь и основали Жана-Аул. Переехать в другое место их вынудили грунтовые воды, которые поднимались на поверхность в жилых помещениях. Инициативу переноса села в безопасное место взял на себя председатель колхоза "имени Калинина" А.Ж. Джаткамбаев.

Финансирование проекта осуществлялось в основном за счет средств колхоза. Жители Актала своими силами переносили старые дома на новое место, участникам войны, малообеспеченным семьям, чабанам построить жилье помог колхоз.

В 1990 году была построена школа на 390 мест, затем введено в эксплуатацию здание интерната, стадиона, администрации колхоза. Построены: врачебная амбулатория, детский сад на 95 мест, автогараж. В связи с распадом колхозного строя, в данное время контора колхоза сиротливо пустует, нет гаража и интерната для детей чабанов.

Сначала в Жана-Ауле проживало 1800 человек и было 300 дворов. Всего более 20 улиц, которые носят имя Л.В. Кокышева, В.И. Чаптынова, героя отечественной войны Чагандая Карманова, спортсмена Ернара Океева, ветеранов Д. Нартова, А. Абдрашита, Чакирт Кажы, казахского писателя Абая Кунанбаева… Ежегодно в День села жители улиц соревнуются в творчестве и спортивных состязаниях. Сейчас в селе прописано 1310 человек, а фактически проживают 960. Из них 163 пенсионера. Сначала 2017 года по сентябрь в Жана-Ауле появилось на свет 15 новорожденных, зарегистрировано 4 брака. Причина оттока населения – безработица. Как правило, люди в этом поселении живут в довольно больших, новых домах, за которыми располагаются хозяйственные постройки и помещения для скота, ведь скотоводство - основное занятие местных жителей. В селе 1 СПК приемник колхоза имени Калинина, директором которого является Т.О. Муктасыров. Работают 18 КФХ, 185 ЛПХ. Количество овец 13982, коз 10403, КРС 2017, лошадей 576.

В селе функционирует почта, кстати, жители села Жана-Аул всегда активно подписываются на нашу газету "Чуйские зори". С недавнего времени здесь почтальоном работает Адепа Самажанова. Есть пожарный пост №3, одна АЗС и два магазина. В сельской библиотеке многие годы работает Асем Толегеновна Райсханова.

Специалистом по социальной работе также многие годы работает Айгерим Сонгубаевна Усенова. В 2014 году ставку сократили на 0.25%, но работы не убавилось, она также выполняет прилежно свою работу. По её данным в селе 167 малообеспеченных семей, из них 50 многодетных. В селе 11 семей с детьми инвалидами. Гордость жителей села – единственный на весь район участник Великой отечественной войны Джума Байгонаков. Проживают также две вдовы ветеранов ВОВ: Камендан Калдакенова и Пушкен Мекенбаева, они же являются труженицами тыла. Жертв политических репрессий - 12. Жана-Аул единственное село в нашем районе, где построили памятник жертвам политических репрессий. Ветеранов труда РФ - 37, ветеранов труда РА - 40, ветеранов локальных войн - 24 Матерей героинь - 9.

Музей

В 1999 году в Жана-Ауле был открыт музей казахской культуры, а также памятник погибшим в Великой Отечественной войне и жертвам политических репрессий. Музей основан по инициативе председателя колхоза "им. Калинина" А.Ж. Джаткамбаева. В 2003 году музею присвоен статус филиала Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина.

Главная цель его открытия – изучение истории поселения казахов в конце XIX в. из Восточного Казахстана в Горный Алтай, сохранение и развитие материальной и духовной культуры.

Для музея характерно достаточно богатое внутреннее убранство, рядом с предметами старины для проведения религиозных обрядов размещены современные экспонаты. Посетителям представлены уникальные образцы,

рассказывающие о быте, культуре, традициях и обычаях казахского народа. Большой интерес представляет казахская юрта с утварью и бытовыми принадлежностями. Одной из главных причин переселения было сокращение пастбищ в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской области после Чугучакского договора в 1864 году, когда началось официальное деление границ между Китаем и Россией. Говорят болотистый кусок земли Чуйской степи, казахи выкупили у местного зайсана Очурдяпа. Здесь было основано село Актал. С этого времени на территории Горного Алтая появилась новая этническая группа – казахи. История пограничных миграций казахов очень подвижна и нестабильна: неоднократно казахские роды пересекали границу, селясь то в Монголии, то возвращаясь обратно в Горный Алтай. Переселения продолжались до 50-х годов ХХ века, "так как район Чуи пользовался репутацией земли, "где богатеют". На сегодняшний день в Кош-Агачском районе проживают более 10 тысяч казахов – чуть больше половины местного населения.

Самая притягательная часть экспозиции музея – юрта, где воссоздано внутреннее убранство переносного кочевого жилища казахов с изделиями декоративно-прикладного искусства: тускиизы – настенные ковры, сырмаки – войлочные ковры, с домашней утварью из кожи и дерева.

С момента открытия Музей казахов Алтая стал культурным центром казахской культуры, где часто проводятся круглые столы, экскурсии, различные мероприятия.

Музей осуществляет комплексное экскурсионное и туристическое обслуживание. На базе экспозиций музея проходят занятия школьников по истории Горного Алтая. Вовлекая самих жителей села и района в процесс возрождения народных ремесел, изучения истории "малой Родины", приобщая молодежь к культуре, музей тем самым способствует сохранению историко-культурного наследия традиций народа.

При музее создан хор ветеранов села "Ажелер" (бабушки), получивший звание "Народный ансамбль Республики Алтай". Задача ансамбля – пропаганда казахской фольклорной культуры, обрядов и традиции.

СДК - центр досуга

Еще одним центром притяжения местной молодежи является СДК, здесь проходят все календарные и народные праздники, юбилеи и свадьбы и другие семейные торжества. В этом году здесь централизовали котельную. Сейчас, школа, и здание сельской администрации, где расположены почта, библиотека, СДК отапливаются из одного места. Данный вид оптимизации позволил значительно сэкономить на топливе. Культработники принимают участие во всех мероприятиях района: Чагаа байрам, Масленица, Наурыз, День Животновода, Эл Ойын… В конкурсах всегда занимают призовые места. Заведующая СДК – Сауле Амангелдиновна Ибраимова, методист - Маншук Канжаровна Окашева. Функционируют кружковые объединения: танцевальный - "Звездочки" Г.В. Солтонбаевой, эстрадный - "Жас Канат" А.А. Кумашевой, драматический кружок - "Кулку Керуени" М.К. Окашевой, домбровый - "Сазгер" Д.А. Есимова, шахматный – М.А. Абитова, бильярд - И.Б. Имангажинова, резьба по дереву – Е.К. Абельгазинова. Также в селе создано МКУ "Культурно-спортивный центр", руководителем которого является Самат Муратович Кагарманов. В 2015 году в районной Олимпиаде жанаульцы заняли почетное 2-е место. Спортсмены села занимают призовые места по волейболу, футболу, самбо. Впервые спортсмены из этого села приняли участие в международном турнире по Кокпару и заняли 6-е место. МКУ " КСЦ села Жана-Аул" ежегодно выполняет план по сбору платных услуг. Как во всех селах есть депутатский корпус, председатель сельского Совета депутатов – Ербол Бердимуратович Едильбаев.

Как таковых особых проблем в селе нет, мусор вывозится два раза в год, нет проблем с завозом каменного угля, подвоза воды населению, культурные спортивные мероприятия проводится регулярно. Село живет, но все же многие люди вынуждены выезжать на сезонные заработки за пределы района. Много молодых парней служат по контракту, и многие из них из-за отсутствия работы в своем селе остаются в больших городах. Сейчас в основном скотниками и чабанами работают люди, которым за 40 лет, те, кто выросли в советский период, во времена колхозов.

Духовное возрождение

В нашем районе проходят различные религиозные и культурные праздники и обряды. Но, к большому сожалению, будь то православный, языческий или мусульманский праздник, народу всегда меньше, чем ожидается. Конечно, прошло немного времени, как начали возрождать религию на территории бывшего атеистического государства. На современном этапе развития общества, остро чувствуется необходимость возрождения духовности, возвращения к истокам, изучения традиций и культуры не только своего народа, но других народов, проживающих на обширной территории России. Мало говорить о любви к родному краю, необходимо приобщиться к его богатой истории и культуре. И этим должны заниматься воспитатели детского сада, учителя, культработники и духовны лидеры народа. Но и самое главное, чтобы молодое поколение знало свой родной язык, ведь без языка, нет и народа. В селе Жана-Аул в мечети имамом является Алибий Кунапиевич Абельгазинов. Мечеть в начальный период Ислама была для мусульман местом хранения казны. Она выступала и в качестве дворца правосудия. Сколько судов состоялось в мечети Пророка в Лучезарной Медине! Совет судей в этой мечети действовал постоянно для рассмотрения жалоб людей, восстановления справедливости между ними. Всевышний Аллах сказал: "Только тому дано полнить жизнью мечети Аллаха, кто уверовал в Него и в Судный день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Такие идут прямым путем". Мечети у мусульман, особенно в прошлые века, выполняли наряду со своей функцией места поклонения и молитвы еще и большую культурную и просветительскую роль в самых различных сферах. Сегодня же, к великому сожалению, мусульмане пришли к такому положению, когда мечеть стала лишь местом отправления обрядов религиозного культа. Таким образом, она заметным образом потеряла столь яркий облик, лишилась той роли, которая принадлежала ей в повседневной жизни людей, в решении их самых насущных проблем — как личностных, так и общественных.

Школа

В школе на сегодня обучаются 159 детей. Детский сад "Балдырган" посещают 50 малышей. В 2015 году школа отметила свой 90-летний юбилей. За эти годы выпускники стали специалистами сельского хозяйства, именитыми учителями, врачами, спортсменами и культработниками. Сегодня директором школы является Акжол Толегеновна Самашева. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей. На селе в более значительной степени, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников столь важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования. Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка.

День пожилого человека

Как я говорила выше 20 октября в Жана-Аульском СДК проходил день пожилого человека. Для дорогих гостей был накрыт богатый дастархан.

- Мы этот праздник ежегодно ждем с большим нетерпением - сказали участники мероприятия. Это праздник тех, кто отдал долгие годы жизни труду на благо родной земли. Сейчас эти люди на заслуженном отдыхе, как говорится, "на пенсии". А подготовили праздник работники сельской администрации, Совет депутатов и конечно культработники. С поздравительным словом выступили: глава села Тлеукабыл Ибраимов и председатель Совета депутатов Ербол Едильбаев. "Часто от людей слышим жалобы – как тяжело им приходится в жизни: то одно не так, то другая проблема донимает. И вот здесь пример жизнелюбия и жизнестойкости показывают наши ветераны, которые остаются активными и ответственными, несмотря на преклонный возраст, кризисы, безденежье или болезни. Низкий поклон вам, пожилые люди, честь и хвала. Сегодня ваш праздник. Разрешите от чистого сердца пожелать вам удачи во всём, счастья и отличного настроения. Пусть ваша жизнь будет долгой, и течёт, как полная река. Пусть судьба всегда будет благосклонной к вам. Пусть забудут ваш адрес все ненастья и беды. Желаем вам выдержки, терпения, всех земных благ. Никогда не падайте духом, будьте всегда бодрыми и уверенными в себе. Всех благ земных вам, семейного тепла и благополучия во всём" - отметили они. Когда преподнесли тарелки с мясом, первое слово благопожелания было предоставлено аксакалу участнику ВОВ Джуме Тортуловичу. Далее поздравительные слова сказали и другие старожилы: Край Оспанов, которому в этом году исполнилось 80 лет, спел песню на домбре. Апуза Амиренова - местная поэтесса, автор стихотворных сборников. Она и в этот день прочитала стихотворение, посвященное старости. Казалось, что она стихи сочиняла экспромтом, они были актуальны и от души. В этот день юбилярам этого года специалист по социальной работе А.С. Усенова вручила небольшие подарки. Аминат Кисанов ученик 9-го класса, посвятил старожилам свои исполнения, а участники эстрадного кружка "Жас Канат" Ельдана Абельбаева, Арина Окашева, Гульнара Асанова – исполнили зажигательный танец " Кара Жорга", которую подхватили и пошли в пляс почти все " молодые". Затем все участники мероприятия дружно пели песни, играли в различные игры, танцевали, в общем, радовались общению и тому, что им уделяют такое внимание со стороны руководства села.

Автор: Эмилчи Санина


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1195

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
КОММЕНТИРОВАТЬ

Captcha
 

МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика