Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно политическая газета Кош-Агачского района Республики Алтай

649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Пограничная, 33
телефон: +7 (38842) 2-25-36
e-mail: chuyskie@bk.ru

Президентские гранты

Грант Президента РФ на развитие гражданского общества по теме: "Снежный барс и аргали – повелители горных вершин. Охрана аргали и снежного барса на хребте Саржематы и развитие экологического туризма с вовлечением местных жителей" выиграл "Эдельвейс"

Семейно-родовая община коренного малочисленного народа теленгитов "Эдельвейс" (председатель С.С. Саблаков) в 2019 году стал победителем конкурса и получил грант Президента РФ на развитие гражданского общества по теме: "Снежный барс и аргали – повелители горных вершин. Охрана аргали и снежного барса на хребте Саржематы и развитие экологического туризма с вовлечением местных жителей".

Теленгиты, по сути, экологи

Долгое время теленгиты считались субэтнической группой алтайцев и лишь во время переписи населения в 2000 году были зафиксированы как отдельная народность. Теленгиты Чуи считают, что степь — это место невиданной силы и сакральных знаний. Посредником между мирами выступает шаман. Он приносит жертвоприношения духам и божествам. Особенно почитаются горные перевалы: преодолевая их, теленгиты жертвуют духу – хозяину горы камни или ветви. Несмотря на суровый климат и кочевой образ жизни, местные жители кормят свои семьи, занимаясь скотоводством. Они благодарят за удачный год Природу и духов гор. Теленгиты разводят яков, верблюдов, лошадей, коров, овец и коз и пасут домашних животных круглый год: зимой – на высокогорных плато, весной и осенью – на предгорных пастбищах, а летом – в долинах рек. Они живут в войлочных юртах, которые перевозят вместе со всем хозяйством на новые места постоя. Теленгиты по своей сути и религии экологи. Они верят в дух Алтая, в то, что земля имеет память. А у каждого человека есть доля в природе, лишнего он не должен брать, потому как духи могут мстить. Помимо скотоводства, мужчины занимаются охотой, а женщины собирательством — дикорастущих трав, кореньев и ягод. Раньше все было так: мать-земля людей кормила, а небо поила. Сейчас же многим кажется, что все можно купить в магазине. И для этого необязательно молиться, строить святилища или поклоняться родовым местам. Но остались ещё семьи, которые до сих пор живут по законам предков.

Семейно-родовая община КМН "Эдельвейс"

В "Эдельвейсе" насчитывается двенадцать человек. С 2005 года она занимается изготовлением сувенирной продукции, является единственной общиной на территории Кош-Агачского района, занимающиеся возрождением и развитием народных и художественных промыслов, декоративно-прикладного творчества теленгитского и казахского народов. Она восстанавливает и развивает культуру и быт древних тюрков, разведением домашнего скота, занимается также охраной и использованием объектов в соответствии с уставными целями общины. "Эдельвейс" неоднократный участник конкурсов, выставок и мероприятий района и региона, имеет награды и благодарности Правительства Республики Алтай. Месторасположение визит-центра данной общины уникальное. Турбаза, расположена в урочище Чаган-Бургузы, хоть и находится в крайне суровых климатических условиях, привлекает к себе внимание из-за неповторимой красоты этих мест и пригодности для ведения традиционной сельскохозяйственной деятельности. Всё на турбазе сделано руками самих членов общины. Здесь есть каменная баня, и все удобства для отдыхающих. Это излюбленное место для приема многочисленных гостей из разных регионов России, число которых ежегодно растет. В селе Бельтир есть музей, в котором выставляются экспонаты Санаша, чучела животных брата Чабара. Община имеет сопряженную территорию, граничащую с национальным парком "Сайлюгемский", расположенной в урочище Саржематы, близ хребта Сайлюгем, на территории, которой сохраняется популяция алтайского горного барана (аргали). Санаш Саблаков организовал солонец для "красно книжных" парнокопытных рядом со своей животноводческой стоянкой. И теперь можно постоянно наблюдать за редкими животными и сделать неповторимые снимки с максимально близкого расстояния. Сохранение аргали, снежного барса будет напрямую связываться с доходами населения от этно-экологического туризма и его развитие станет одним из эффективных инструментов сохранения исчезающих животных.

Мастер

Рукотворное зодчество мастера С.С. Саблакова привлекает внимание как специалистов, так и простых граждан. Тридцать пять лет работы с деревом и камнем – стаж сам по себе немалый. Бытует мнение, что лучше любых слов о мастере говорят плоды его деятельности, порой являющиеся подлинными произведениями искусства. Реконструкция колесницы, без единого гвоздя изготовленная по образцу Пазырыкского захоронения стал настоящим шедевром. Изысканную кухонную утварь, мебель, двери, окна, лестницы как по велению волшебника создавал искусник долгие годы. Сувенирные шкатулки, шахматы, изваяния животных, картины, увезли домой жители больших городов России и туристы других государств. Резные наличники, сцены делал он для банкетных залов, отдельные элементы декора каменной кладки здания драматического театра в Горно-Алтайске. Сейчас Санаш Сакылович работает охранником в ДЮСШ, работа посменная и поэтому у него есть время поработать в собственной мастерской и съездить на животноводческую стоянку.

В гостях

В один из ноябрьских дней я побывала в гостях у Саблаковых в Кош-Агаче. В доме у Санаша Сакыловича мастерская. Супруга Аржана Семеновна человек занятой, она работает в органах опеки и попечительства района. За чашкой чая хозяйка дома сказала, что в их доме из сувениров, изготовленных хозяином дома, почти ничего нет, потому что "муж любит делать подарки своим друзьям и знакомым". Долго мы говорили об их участии в семейно-родовой общине и о природоохранной деятельности. Но лучшей демонстрацией всей проделанной работы оказались снятые Санашем Сакыловичем фото и видео съемки. Многофункциональный дорогой фотоаппарат, берёт объекты с трехкилометрового расстояния. Снимки были высокого качества. Просматривая их, я "побывала" в урочище Чаган-Бургузы на Эко-базе Саблаковых, узнала, что и где расположено. Своими глазами увидела стадо горных баранов с их вожаком, которые мирно паслись рядом с домом. Но самое удивительное было, то, что в нашей Чуйской долине, оказывается, есть серые медведи! На видео медведица с двумя детёнышами сначала долго рыла сурочью нору, затем достала сурка и всем семейством пообедали. Эти степные косолапые питаются грызунами, может из-за того, что у нас нет шишек и ягод, а кореньев совсем мало. От своих лесных сородичей эти медведи отличаются маленьким размером телосложения и серой мастью шкуры, которая сливается со здешним фоном природы.

Как воспользовались грантом?

Саблаковы на деньги Президентского гранта кроме фотоаппарата за 72 тысячи рублей, приобрели еще две фотоловушки. А главное – 500 килограммов соли, для горных баранов аргали. На их солонец спускаются и козероги. Всего 446 тысяч 158 рублей безвозмездных денег, получили Саблаковы, которые также были использованы на нужды общины и на бензин. Так как большинство семей участников "Эдельвейса" зимой и летом живут в горах, единственными поставщиками продуктов и других, необходимых в быту средств является семья Санаша Саблакова. А когда настает время национальных праздников и семейных торжеств, члены общины собираются в родовом поместье. Самый любимый из национальных праздников Чага-байрам. Встреча нового года по восточному календарю. Следующий, Год Мыши наступить уже в конце января 2020 года, в день новолуния. К этому празднику теленгиты готовятся с самого лета. Заготавливают молочные продукты, напитки, а осенью на согум закаливают сарлыка, корову или лошадь, и обязательно мелкий рогатый скот. Самого жирного барана хранят для преподношения духам Алтая. Собравшись с первыми лучами солнца в одном из мест поклонения солнцу, привяжут к священному дереву ритуальные ленточки ("кыйра"). Затем будут жечь костер в жертвеннике, вместе с продуктами кладут в огонь ветки можжевельника, кропя молоком четыре стороны света, читают алкыш. Они просят у природы, чтобы все люди были здоровы, травостой высокий, домашние животные - упитанные, а ещё о том, чтобы популяция диких животных и зверей приумножилось.

Семейно-родовая община, не зря называется "Эдельвейс". Это цветы, которые растут, высоко в горах. Они тоже повелители вершин, устойчивые к холоду и к засухе. У них есть и другие названия: серебряные звездочки, слезы снежной королевы, эмблемой любви и верности, символом стойкости и жизнелюбия…

Автор: Эмилчи Санина


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 268

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
КОММЕНТИРОВАТЬ

Captcha
 

МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика