– Насколько сегодня востребована органическая продукция в Италии?
– Начиная с конца 80-х годов органическая продукция в Италии с каждым годом обретает все большую популярность. Я имею ввиду именно постоянно быстрорастущее количество производителей биопродуктов. К слову, Associazione Italiana per l'Agricoltura Biologica (Итальянская Ассоциация Органического Земледелия) отметила в этом году 25 лет. Рекомендовал бы посетить их официальный сайт, где вы сможете найти немало интересного.
– В Италии это еда для богатых или ее могут позволить себе обычные люди?
– Не скрою, биопродукты не по карману каждой итальянской семье. Но я бы сказал, что периодическую покупку биопродуктов могут позволить себе все итальянцы.
– Кто чаще всего покупает органическую еду? В России это мамы, которые заботятся о здоровье своих детей, так ли это в Италии?
– Возможно мое вступление к ответу на этот вопрос прозвучит банально, но все мы знаем, что дети – это будущее любого общества. И чем внимательней мы будем к ним относится, тем лучше и надежнее станет наше общество в будущем. В целом в Италии, и особенно на Сицилии, все продукты достаточно высокого качества. Кроме того, в стране существуют дополнительные, так называемые assegni famigliari (семейные чеки), которые выделяются малоимущим семьям при рождении каждого ребенка. Это помогает таким семьям покупать своим детям более качественные продукты, в том числе и биопродукты.
– Каким образом организован контроль за органическими продуктами в Италии со стороны государства? Насколько потребители могут быть уверены, что это действительно органические продукты?
– Естественно, существуют различные органы, контролирующие поставку и соответствие продуктов категории БИО. В сноске на сайте Итальянской Ассоциации Органического Земледелия, о котором я говорил ранее, есть указание на все маркировки биопродукции. Здесь я хотел бы подчеркнуть и тот факт, что с момента вступления Италии в Евросоюз требования и условия торговли биологически чистыми продуктами еще более усилились и усложнились, что дает дополнительную гарантию для итальянского потребителя.
– Есть ли фальсификаты органических продуктов на рынке Италии? Каким образом с ними борются и кто инициатор такой борьбы?
– В данном случае немаловажную роль играет так называемое "социальное сознание" – результат многовекового становления демократии в Италии. Если конкретней, то на примере это выглядит так: стоит кому-то усомниться в том, что продукция, продаваемая с маркировкой БИО, действительно является таковой, любой гражданин сразу же может позвонить или написать на электронный адрес в общество защиты потребительских прав. Оно, в свою очередь, имеет прямые контакты с определенным отделением полиции, отвечающим за контроль соответствия продукции, и отделением финансовых фискальных служб, несущих ответственность перед обществом за контроль поступающей на прилавки супермаркетов продукции. Я лично был свидетелем нескольких серьезных проверок, которые являются основным методом контроля новых биомаркетов.
– Какие маркировки органической продукции известны потребителям и какой маркировке они доверяют больше?
Оригинал
статьи
– Здесь я снова сделаю сноску на мой ответ и сайт из первого вопроса. Там вы наглядно сможете посмотреть, какие на сегодняшний день существуют маркировки.
– Есть ли в Италии общественные организации или организации производителей, которые отстаивают интересы тех, кто предпочитает органическую еду?
– Да. Как я говорил и ранее, в Италии очень серьезную роль играет "Общество защиты потребительских прав". Эта организация рассматривает не только различного рода конфликтные ситуации и их решение в области органического производства, но и торговли в целом. Что касается производителей органической продукции, то уверен – и у них есть различные организации, защищающие их права. Правда, скажу честно: на данный момент я с ними пока не сталкивался.
– Могут ли производители в Италии влиять на государственную политику в области здорового питания и защищать свои интересы? Каким образом это происходит?
– О государственной политике мне рассуждать трудно, но на общественное сознание – влияют. Есть ряд примеров, которые я хотел бы упомянуть. Один из самых распространенных способов – через масс-медиа или, как говорят в России, СМИ. Существуют различные телевизионные и радио передачи, которые пользуются в Италии большой популярностью. Их смотрят представители различных возрастных групп и социальных слоев населения. Помимо этого, огромный интерес вызывают крупные ярмарки. Одна из самых именитых – SANA (Salone Internazionele del Biologico e del Naturale), Международный Салон биологически чистых и натуральных продуктов. Она проходила в Болонье с 7-го по 10 сентября в 25-й раз и собрала в среднем на 20% больше публики, чем в предыдущие годы. Это говорит о постоянно растущем интересе в данной области.
– Какие категории продуктов пользуются наибольшим спросом?
– Все категории продуктов питания, относящиеся к повседневно употребляемой продукции.
– Как вы считаете, какие органические продукты могут экспортироваться из России в Италию и из Италии в Россию?
– Это сложный для меня вопрос, поскольку я не являюсь "активным" представителем органической торговли в Италии. У нашей семьи небольшой объем продукции, используемой на местном рынке региона. Но опираясь на личный опыт, могу сказать: большим спросом на итальянском рынке пользуются различные сорта красной рыбы (порода лососевых), как в свежезамороженном, так и консервированном виде. Что касается торговли из Италии в Россию, то достаточно зайти в любой супермаркет Москвы, как вы увидите огромный ассортимент итальянских продуктов в различных секциях и различной ценовой гамме, что меня, как итальянца, очень радует.
– Какие советы вы бы дали российским фермерам, которые хотят перейти на технологии органического сельского хозяйства?
– Мой совет будет для всех фермеров, а не только для тех, кто занимается органической продукцией. Работа на земле – это самая древняя и, не побоюсь громкого слова, благородная профессия. Надеюсь, в этом вы со мной согласны. Не прекращайте свое дело, несмотря на все возникающие трудности, и радуйтесь своим маленьким повседневным победам! Своим примером вы наглядно покажите молодым поколениям, что то, чем вы занимаетесь, это достойное дело! Что может быть прекрасней обрабатывать и облагораживать землю на которой ты родился?
Вы наверняка замечали, путешествуя по моей стране, как красива Италия в любом из своих уголков, где есть поля с различными злаками. Уверен, вам запомнились завораживающие глаз подсолнухи в Тоскане, геометрически правильные рисовые плантации Ломбардии, оливковые рощи в Апулии, апельсиновые деревья Сицилии и, бесспорно, виноградники почти в каждом из 20 регионов Италии. Это то, чем мы все гордимся, и неважно из какого региона Италии ты сам! Нас всех объединяет любовь к родной земле и трудясь на ней, мы стараемся передать опыт последующим поколениям, даже если они более развиты технологически.