Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ельниковского района Республики Мордовии

431370, Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, Площадь 1 мая, 14
телефон: +7 (83444) 2-60-29
e-mail: Elnred99@rambler.ru

К 100-летию комсомола

Виктор Петрович Елисеев свою комсомольскую биографию начал с 1972 года, пройдя все ступени от члена ВЛКСМ до секретаря комсомольской организации. Его биография тесно связана с молодежными стройками, которые в 80-е годы были приоритетными.

15.01.1983. Приближение поездки на БАМ почувствовал только вчера, после того, как нас собрал на беседу руководитель учебной практики Виктор Иванович Муконин. Он рассказал нам о БАМе, о городской комсомольской организации, а также о первичных комсомольских организациях предприятий, в которых нам предстояло проходить учебную практику. Мы с моим другом из Брянска Николаем Регедой выбрали для прохождения практики комсомольскую организацию треста "Бамстроймеханизация". Весь вечер были под впечатлением предстоящей поездки, хотя до нее оставалось еще более трех недель. Отъезд намечается на 8 февраля с пересадкой в Чите. Возвращение в Москву через Благовещенск.

09.02.1983. Сейчас мы все находимся на БАМе - столице БАМа городе Тынде. В самолете много читал. Так как мы летели на восток, а солнце перемещалось нам навстречу, темнело быстро.

В Омске первая посадка. Уже ночь. Вместо положенных 40 минут вылет разрешили только через два часа. Заметна разница в температуре. В Москве было минус 9 градусов, в Омске минус 12, в следующую посадку в Чите минус 23, а к утру температура опустилась до минус 30.

В аэропорту Читы мы ждали вылета 10 часов. Ходили без дела по вокзалу. Кто смог уснуть - спал. Утром руководитель практики связался с секретарем Читинского областного комитета ВЛКСМ. За нами прислали микроавтобус и организовали часовую обзорную экскурсию по городу.

Далее наш маршрут продолжился на самолете ЯК-40 до г. Тында. Перелет длился около двух часов. Вот и столица БАМа. В аэропорту сильный обжигающий ветер и температура около 40 градусов ниже нуля.Тынду представлял себе немного иной и первое впечатление - разочарование. Ребята наши тоже не в восторге, стараются скрыть свои впечатления шутками.

11.02.1983. Вчера был первый день нашей практики, но начался он с того, что мы проспали на работу. Причина - разница во времени 6 часов. Работу начали со знакомства с секретарем парткома предприятия. Изучили документацию комитета комсомола.

16.02.1983. Утром наблюдал за восходом солнца. Такого зрелища я еще нигде не видел. У нас солнце поднимается из-за горизонта, который очень далеко, и потому оно кажется маленьким. Здесь же оно встает из-за сопок, окружающих город, и похоже на огромный красный диск. Сначала я увидел его край, и завороженный наблюдал за его полным появлением над сопками.День работали в первичной комсомольской организации мехколонны 94. Работа заключалась в анализе документов организации и протоколов собраний.

К концу рабочего дня приехал руководитель практики и рекомендовал нам выезжать на трассу БАМа на запад от Тынды, и как можно дальше. Так мы лучше узнаем, чем живет стройка века и ее строители.

18.02.1983. Время летит быстро, и кажется, за оставшиеся дни практики мы ничего не успеваем сделать. Первую половину дня работал в комитете. Работа заключалась в подготовке материалов для участия в конкурсе. Ближе к вечеру отправились с рейдом в комсомольские организации мехколонны - 147 и центральных ремонтных мастерских. Интересовались не только работой комсомольской организации, но и производственной деятельностью предприятия.

20.02.1983. Воскресенье выходной день. В 10 часов приехали в мехколонну - 94. Вместе с рабочими и их семьями погрузились на служебный автобус, и выехали на базу отдыха "Холодный ключ". На базе всем прибывшим предлагается горячий чай, возможность почитать газеты и журналы, совершить лыжную прогулку, поиграть в шахматы и бильярд. Отдых завершили к вечеру и на автобусе вернулись в Тынду.

23.02.1983. День очень насыщен мероприятиями. С утра вся группа наших практикантов по приглашению была в Тындинском Управлении внутренних дел на БАМСТРОЕ, на приеме у начальника управления. Он рассказал нам об особенностях работы милиции на стройке.

Продолжением дня было заседание бюро городского комитета ВЛКСМ, а вечером поехали на встречу комсомольского актива. Мы рассказали о своей учебе в высшей комсомольской школе, они - о работе первичных организаций БАМа. С нашей стороны был небольшой концерт. Пели комсомольские песни и песни советских бардов. Показали несколько юмористических сценок. Слушателям школы актива понравилось наше выступление, и они пригласили нас на выпускной вечер по завершению учебы в школе актива.

25.02.1983. Весь вчерашний день готовились к отъезду в командировку на трассу к западу от Тынды. В ходе командировки нам предстояло подготовить материал на бюро комитета комсомола, поэтому готовили перечень необходимых вопросов, на которые нужно было получить ответы.

Ехали поездом до станции Хани, дальше поезда еще не ходят, так как ведется работа по укладке железнодорожной ветки. Станция Хани расположена между сопок как в котловане. Если по прямой проложить маршрут по карте от Тынды до Хани, получится 350 км, а по железной дороге выходит все 700 км. Дорога проложена вдоль сопок с одной стороны, и речкой с другой, иногда пересекаясь с автомобильной грунтовой дорогой. Я смотрел в окно и поражался масштабам нашей страны. Мы так много пролетели самолетом, теперь ехали поездом весь день и всю ночь.

Дальше предстояло ехать на вахтовой машине, которую мы прождали до 15 часов. К вечеру приехали в поселок Озерный, где нам предстояло переночевать. Блага цивилизации чувствовались и здесь - нам предложили сходить в баню.

Вечером пошли в местный клуб, где мне надо было читать лекцию. Народу собралось много, в основном строители БАМа. Лекция моя их быстро утомила, и они стали кричать: "Дюймовочку давай". "Дюймовочка" - это фильм, который им крутили уже не первую неделю, а так как новый еще не привезли, требовали показать еще раз.

26.02.1983. Утром встали в восьмом часу, но было еще темно. Я вышел на улицу. Солнце еще не вышло из-за сопок, а снег и небо вокруг казалось каким- то голубым. Как только солнце появилось, снег стал ослепительно белым. Воды в здании не было, поэтому умывались снегом.

Рабочий день начали со встречи в комсомольской организации. Комсорг выложил перед нами все свои проблемы. Явка комсомольцев на собраниях очень плохая. Приходят по 10 -20 человек из тридцати состоящих на учете. Около пятидесяти молодых людей на учет вообще не становятся.

Поселок плохо обеспечивается фильмами, спортивного инвентаря нет, музыкальных инструментов в клубе тоже нет, библиотека передвижная, да и книги в ней редко меняются. Почту доставляют со станции Икабья два раза в неделю.

Провели беседу с молодыми людьми, не стоящими на комсомольском учете. Первый пришедший сразу согласился и через несколько минут принес учетную карточку. Затем был парень из Котласа, категорически отказывающийся становиться на учет. Убедить его мы так и не смогли, но взяли его адрес, надеясь, что он сам принесет свои документы.

Затем за нами пришла машина, и мы выехали в МК-154 в поселок Икабья. Вокруг нас все те же красивые сопки и незабываемые БАМовские окрестности. Иногда рядом проходила железная дорога, но пассажирские поезда по ней еще не ходили. Служила она для доставки на стройку материалов и путеукладчика с рельсами.

Комсомольские дела в МК-154 еще хуже. Даже собрания не проводятся, не говоря о документации.

На ночлег разместили нас в "заежку". Так называется помещение для приезжающих на день или два. Самое интересное было далеко за полночь, когда в "заежке" стало тепло, на потолке начал таять снег, и закапало по всему помещению. Не успевали подставлять посуду.

27.02.1983. После легкого завтрака сидели в прорабской и разговаривали с водителем на БАМе Владимиром Семянищевым. Затем он на своей именной машине "Магирус" организовал нам небольшую экскурсию в эвенкийскую деревню Чопо Олого.

Переезд до следующей станции Олондо продолжили на автобусе, за два часа доехали до места.

Та же работа с комсомольцами, не состоящими на учете. Одна из девушек рассказала нам, что своей жизнью здесь довольна. Семья - муж, дети. Вечером кино. Что еще надо? Единственная проблема - нет фильмов для детей. Негде купить детские шубки.

В этом поселке мы тоже задержались недолго и выехали в поселок Олёкма. Дорога тоже заняла у нас пару часов.

Впервые на трассе ночевали в приличной "заежке". Она представляет собой огромную бочку наподобие цистерны, но внутри хорошая отделка и все удобства.

01.03.1983. Подошла к концу наша командировка. Вчера до обеда еще были в Олёкме. Выехали в МК-155 в поселок Усть-Хани. Секретарь комсомольской организации еще и художником оказался. Показал нам художественную мастерскую, несколько своих работ и набросок карандашом. Его рисунки нам очень понравились. Сидели у него долго и много говорили о комсомоле.

Когда вышли на улицу, он указал нам на сопку и сказал, что там добывается урановая руда. Далее пояснил, что вдоль всей трассы БАМа очень много различных полезных ископаемых, что является одной из причин строительства железной дороги и освоения этого региона.

Утром приехали в поселок Усть-Нюкжа, в комсомольскую организацию МК-74. Здесь мне предстояла серьезная работа по подготовке справки на пленум Тындинского горкома комсомола. Но полноценной справка не получилась. Последняя ночь на трассе и совсем цивильные условия ночлега. "Заежка" оказалась благоустроенной трехкомнатной квартирой со всеми удобствами. Для себя сделали вывод, что чем ближе приближаемся к Тынде, тем более благоустроенные нам предлагают условия для ночлега. Очень хорошо отлаженной оказалась служба нашей встречи и сопровождения до очередного пункта назначения.

16.03.1983. Приехали на экскурсию в г. Беркакит. Это к северу от г. Тында - территория Якутской АССР. Встретил нас на вокзале заведующий орготделом горкома комсомола. Прямо с вокзала поехали на встречу в горком. Первый секретарь подробно рассказал о регионе, о перспективах предстоящего строительства, о задачах и делах комсомольской организации.

Затем переехали в г. Нерюнгри, где посетили музей. Самое удивительное, что в музее на фотографиях XIX я увидел 5 человек слушателей ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Затем осмотрели спортивный зал, лыжную базу отдыха. Самым запоминающимся было посещение Нерюнгринской ГРЭС и Нижнеякутского угольного разреза. На добыче угля используются огромные машины и экскаваторы отечественного, японского и канадского производства. Все мы, прибывшие на автобусе 25 человек, свободно поместились в ковш экскаватора - по этому факту можно судить о размерах самого экскаватора.

Завершением экскурсии была встреча в рабочем общежитии с рабочими отряда имени ХХVI съезда КПСС. Нас очень хорошо встретили, показали небольшой концерт и организовали дискотеку.

Грустные минуты расставания. Привыкли к людям, а они к нам. Кто- то еще говорил о возможности приехать после учебы работать на БАМ.

21.03.1983. В Москве. Из Тынды вылетели на Благовещенск. Там была встреча в областном комитете ВЛКСМ, затем экскурсия по городу и на пограничную заставу.

Прошло тридцать пять лет с тех пор, но поездка на всесоюзную стройку века - Байкало-Амурскую магистраль - осталась в моей жизни навсегда. Впечатления тех лет невозможно передать с помощью дневников и записей. Все это надо было видеть. Почему я выбрал местом практики БАМ? Наверное, это юношеский азарт и желание увидеть необъятную страну - Советский Союз своими глазами. На курсе в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ нас обучалось 120 человек. Многие пожелали поехать на практику в крупные областные центры европейской части страны, а мы - пятнадцать молодых и задорных "авантюристов" выбрали БАМ.

Все мы представляли огромную дружную страну и разные регионы Советского Союза: Мордовию, Брянск, Москву, Калининград, Чукотку, Дагестан, Иркутск, Воронеж, Севастополь, Иваново, Волгоград, Белгород, Луганск

Автор: Виктор Елисеев

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 511

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика