Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Емельяновские веси". Учредитель КГАУ "Редакция газеты "Емельяновские веси". Главный редактор Марина Геннадьевна Луц

663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 178
телефон: 8-902-924-56-26 - реклама, объявления. 2-90-39 - бухгалтер. 2-47-40 - главный редактор, ответственный секретарь
e-mail: ya.redacczia@yandex.ru

Над этим местом ангел пролетел

Туристы из Емельяновского района побывали в уникальном по красоте ландшафта и истории уголке Красноярского края – озерах Шарыповского района.

Трёхдневный автобусный тур организовал Комплексный центр социального обслуживания населения Емельяновского района при содействии Общественной организации инвалидов "Теплый дом" и клуба ветеранов "Незабудка" посёлка Емельяново.

Интереснейшую программу путешествия разработала туристическая фирма, не будем называть её, дабы не сочли за рекламу, но не сказать о таком хорошем почине, как организация туров социальной направленности нельзя. Турфирма выиграла краевой грант, благодаря чему инвалиды, пенсионеры, студенты и школьники могут побывать в красивейших местах Красноярья в половину стоимости путевки. Три дня и две ночи, трехразовое питание, проживание на туристической базе в домиках, - о таком можно только мечтать!

Источник. От Красноярска на протяжении всего маршрута группу вела гид Лилия Игошина, педагог-географ с многолетним стажем. Она рассказывала обо всех поселениях, встречающихся по пути. Так, для многих из туристов стала открытием информация о том, что в районе деревни Малый Кемчуг Емельяновского района протекает целебный селеновый источник. Наверное, поэтому отмечено, что среди тамошнего населения много долгожителей. Кадеты поселка Кедровый провели серьезное исследование состава воды из источника, с докладом по результатам которого даже выступали в Москве и выиграли грант на его благоустройство. Но хорошее начинание, к сожалению, так и не было доведено до конца, поэтому это целительное место до сих пор не облагорожено.

Иван-чай. Рассказывала Лилия Ивановна и об изготавливаемом сибиряками копорском чае, более известном как Иван-чай, кипрейный чай. Больше всего такого чая заготавливали в селении Копорье под Петербургом, оттуда и пошло название. Много споров ведется вокруг этого чая. Кто-то рассказывает о том, что так называемый "русский чай" в больших количествах шел на экспорт в Европу и ценился весьма высоко. Но есть и такие сведения, что в XIX веке сбор кипрея повсеместно запрещался, потому что особо предприимчивые подделывали дорогой китайский чай, смешивая его с копорским. За подделку даже предусматривалось наказание в виде тюремного заключения от одного до трёх месяцев. Производство копорского чая после революции было полностью прекращено. Сейчас заготовка Иван-чая вновь набирает популярность, но с этим напитком надо быть осторожным, он дает седативный эффект.

В междуречье Ибрюля и Большого Кемчуга, проезжая по местам некогда больших, а ныне исчезнувших поселений Ибрюль, Можары и Октябрёвка, гид повествовала об истории их становления и развития. Безземельные крестьяне из европейской части страны двигались вглубь России, осваивая новые земли. Государство их в этом поддерживало. Люди освобождались от налогов, земли можно было брать - сколько хочешь. Развивались многолюдные, крепкие деревни и села. Выращивали пшеницу, рожь, подсолнечник, картофель. Но урбанизационные процессы привели к тому, что молодежь стала уезжать в город и там оседать, совхозное хозяйство постепенно разваливалось и со временем прекратило свое существование.

По мере продвижения было интересно наблюдать смену ландшафта. Хвойную тайгу сменил смешанный лес, затем лесостепь и наконец, бескрайние степи Назаровского и Шарыповского районов, - красноярская житница. Поля, засеянные зерновыми, сменялись подготовленными под посев парами, их разделяли лесополосы, предназначенные для зимнего снегозадержания.

Шарыповский район – поистине уникальное место, богатое не только неописуемыми природными ландшафтами, памятниками археологии, культовыми сооружениями, но и необычайными по силе магнетизма и энергетике местами, побывав в которых, навсегда оставляешь там частичку своей души.

Озёра. Они влекут к себе туристов со всей страны и зарубежья. Пресные и соленые, целебные, проточные, малые и глубокие. На территории Шарыповского района насчитывается 273 озера. По-настоящему - озёрный край, хранящий в себе немало тайн происхождения этих голубых жемчужин.

По дороге к основной цели путешествия туристы заехали на экскурсию в Шарыповский краеведческий музей, естественнонаучная коллекция которого богата минералами, окаменевшими остатками растений и животных девонского, каменноугольного и юрского периодов, найденных на территории района, предметами быта древних поселений. Одной из достопримечательностей и гордостью является находка, от которой в музее остались только зубы - это стегозавр, живший около 165 миллионов лет назад. Первые останки стегозавра нашёл палеонтолог и скульптор Сергей Краснолуцкий в Берёзовском угольном разрезе под Шарыпово на глубине 20-этажного дома. Было это ещё в 2005 году. Это единственный наиболее полный скелет стегозавра, найденный на территории России. Неудивительно, - находка взбудоражила научное сообщество, как России, так и всего мира.

Скелет травоядного ящера всего полтора метра в высоту и четыре - в длину. Палеонтологи считают, что это самец, и что он погиб в бою - часть костей раздроблена. Сейчас Юрашку, так его ласково называют шарыповцы, можно целиком увидеть в Красноярском краеведческом музее, а в Шарыповском – только его мелкие-мелкие зубы.

Остановилась туристическая группа на базе отдыха на берегу Большого Озера. Многие красноярцы знают его как Парное, но местные жители на это название обижаются, потому что озеру неспроста дано название – Большое: его длина составляет 12 километров, а глубина достигает 38 метров. Озеро расположено у подножия горы Каратаг. В прошлые века на горе, откуда хорошо просматриваются местные просторы, была крепость, там находился культовый центр. Об этом свидетельствуют письмена на каменных выступах. Эту Чёрную гору (так переводится на русский язык тюркское название Кара-Таг) аборигены ещё называли Хараджентаг – Сторожевая гора. Оно и понятно – дали с вершины просматриваются отлично. Не говоря уже о Саройской степи, протянувшейся от села Парная до деревни Костино республики Хакасия.

Название прибрежного села Парная, с которым и ассоциируют многие Большое Озеро, возможно, произошло от сочетания двух слов – пар и нанэ, которые можно перевести как "иди и вернись". А может быть, имеет отношение к волкам, которые здесь водились: парна-варна. Так думает местный краевед Александр Комиссаренко, который специально приехал к емельяновцам на базу отдыха с лекцией о достопримечательностях Шарыповской земли.Село Парная – его малая Родина. Как рассказывал лектор, есть и другая версия происхождения названия его села: возможно, корень у слова от иранского "парны", которое переводится как "благоденствующие". Ведь не просто так Большое озеро называют также Божьим и говорят, что над этим местом ангел пролетел.

Краевед рассказал участникам тура, что на этой земле насчитывается огромное количество археологических памятников, курганов, менгиров. Многие из них ещё ждут своих исследователей. Не исключено, что найдутся следы древних поселений и крепостей.

В нескольких километрах от села Парная находится одноименное с Большим Озером село, отличающееся определенной самобытностью с его археологическими памятниками. Испокон веков здесь селились люди. Свидетельство тому - следы людей разных эпох - от палеолита и неолита, бронзового века и до наших дней. Многочисленные культуры, известные в науке под названиями: афанасьевская, окуневская, самусьская, андроновская, тагарская и многие другие сменяли одна другую на этой земле.

Сейчас в селе проживает всего чуть более 350 человек. С распадом местного совхоза-миллионера разъехались и люди. В этом месте много заброшенных старых домов с заросшими бурьяном огородами. Местные жители в основном безработные, занимаются домашним хозяйством и живут на доходы от него, собирают в лесу грибы-ягоды, ловят рыбу (благо, ее в озерах предостаточно). Есть тут и пасека, и страусиная ферма. Правда, ферма создана совсем недавно и экзотических птиц на ней мало, но экскурсии туда водят.

Одной из достопримечательностей Большеозерского поселения является дом, где несколько дней жил Аркадий Голиков (Гайдар). Находясь во главе частей особого назначения, он боролся с отрядом "белого партизана" Ивана Соловьева. А главной святыней села, куда и направились экскурсанты, является источник великомученика и целителя Пантелеимона. Существует легенда о девушке по имени Тана, слепой с рождения, которая исцелилась, омыв лицо водой этого источника. Произошло это 9 августа, в день Пантелеимона Целителя. С тех пор местные жители почитают чудотворные свойства этой воды, и применяют ее для лечения разных болезней. Лечебный эффект объясняется серебром, которым насыщена вода. Когда-то возле источника стоял большой деревянный крест, но в годы Великой Отечественной войны он исчез, наверное, растащили на растопку. В 2004 году был установлен новый трехметровый крест, который был освящен служителями Шарыповского Свято-Трицкого храма. И уж совсем недавно появилась здесь часовня, в которой участники тура набрали чудотворной воды, а некоторые даже искупались в купели святого источника.

Таинственное озеро Круглое, расположенное в нескольких километрах от села Большое Озеро, встретило емельяновцев неприветливым проливным дождем с градом и молниями. Его хакасы называют Келинголь – "Невесткино озеро". Существует легенда об озере Круглом: "В стародавние времена в высоких горах правил владыка Алатау. Было у него много сыновей и дочерей, но любимым был самый младший - Абаа. Пришло время женить сына, и приглянулась Абаа девушка, у которой уже был жених. Решил владыка Алатау извести парня, а к родителям девушки своих сватов заслать. Так и случилось: парня убили, а девушка стала невестой, а потом и женой Абаа - сына Алатау. После свадьбы молодожены отправились к шаманке, которая жила на берегу Лунного озера. Посмотрела на них шаманка и сказала, что не жить им вместе, так как лежит между ними кровавый след. Опечалилась невестка, сразу поняла, что случилось с ее бывшим женихом, и бросилась в Лунное озеро. Никто не успел ее спасти. Но с тех времен это озеро стали называть Невесткиным: "келин" - "невестка", а  "голь" - "вода". И наложил владыка на озеро запрет, чтобы ни одна невестка не имела права посещать озеро и вопрошать о своей судьбе у шаманки".

Как рассказывал Александр Комиссаренко, в народе и сейчас ходит поверие, что хозяйка озера заманивает невесток в глубокие воды и по ночам они поют и плачут, и их можно даже услышать. Что, впрочем, не мудрено, особенно бурно отдыхающим туристам, которые после обильных возлияний могут еще и увидеть красивых пленниц шаманки.

Но наши емельяновцы, вопреки предрассудкам, наперекор небесной канцелярии, обильно поливающей дождем и расточающей над озером молнии, отчаянно ринулись в воду. Ведь не затем они прошагали пешком три километра, чтобы вернуться, так и не окунувшись в воды этого благодатного водоема. И озерная холодная вода, а она по-настоящему холодная, так как озеро Круглое питается многочисленными источниками, ласково согревала прогретыми солнцем волнами и оберегала от пронизывающего, неизвестно вдруг откуда появившегося ветра. Тех, кто не покорился стихии, ждала заслуженная награда. Ветер стих, сквозь тучи выглянуло солнце, а вода… - эта сказочная, волшебная вода не отпускала. По шелковому песчаному дну хотелось ходить бесконечно. А от осознания того, что вода еще и лечит, силы прибавляются, эмоции – через край. По свидетельствам местных жителей озерная влага и грязь лечат глазные болезни, были даже случаи излечения катаракты. Вокруг озера также бьют несколько ключей, вода некоторых из них считается исцеляющей недуги.

Но обманчива эта идиллия. Ласковое песчаное дно может далеко увести, до обрыва, глубина которого достигает восьмидесяти метров. Тектонический разлом хорошо виден с возвышенности: в том месте вода из бирюзовой превращается в темно-фиолетовую. Озерная чаша представляет собой воронку, ее берега круты и опасны.

На этой же возвышенности можно увидеть сразу три озера: Большое, Круглое и Малое, которое находится в пятидесяти метрах от Круглого. Зеркало Круглого озера возвышается над Малым на 26 метров. Из Круглого в Малое по скалам стекает небольшой водопад.

Инголь. Последней значимой точкой на карте туристического маршрута емельяновцев стало окутанное тайной озеро Инголь, заслуженно пользующееся репутацией целебного. Это одна из наиболее ярких водных жемчужин центральной части Красноярского края. Озеро является памятником природы. Его вода и иловые отложения обладают уникальными лечебными свойствами. Расположенное в предгорьях Кузнецкого Алатау, озеро всех сторон окружено невысокими хребтами, горными грядами, из-за чего похоже на наполненную водой большую чашу. Инголь часто называют "Сибирской Рицей". Озеро хранит в себе необъяснимую загадку: в безветренную погоду вдруг начинается на нем волновое движение воды, причем в разных направлениях. И даже зимой из-подо льда иногда слышится шум волнующейся воды. А еще местные говорят, что оно как будто притягивает тучи. Везде будет палить солнце, а над Инголем может висеть большая туча.

Нашим туристам повезло, светило яркое солнце, вода теплая, голубого оттенка из-за серо-голубой глины на дне, которой емельяновцы не преминули намазаться. Но действительно сама вода здесь обладает уникальными свойствами. У всех после купания кожа стала мягкой и шелковистой.

Ключ. Завершающим аккордом уже по направлению к дому стал заезд еще на один святой источник – ключ Безымянный (Холодный, Святой). У села Дубинино в августе 1910 года дубининские крестьяне ехали на свои пашни, по пути набирали они чистой воды в ключе, который называли Холодным. Ехал на пашню и Федор Васильевич Бударин. Остановился он у ключа. Набрал воды. Побежала к ключу и его тринадцатилетняя племянница Поля. Захотела девочка воды попить, подошла к ключу и увидела, что в воде плавает икона. Сообщила об увиденном дяде. Решили известить о находке священника Никольской церкви. Батюшка вместе с народом поднял икону и отнес в храм. После находки иконы дубининцы решили строить в селе церковь в честь явления иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", ее ежегодно носили на ключ, который чтили как святой. Эта традиция свершения крестного хода к ключу Холодному - Святому сохранилась и до сегодняшнего дня. А у ключа, в котором явилась эта икона, построена часовня с золотистым куполом. Местные жители верят, что он помогает отчаявшимся родить детишек.

Путешествие закончилось. Каждый из поездки вынес для себя что-то свое – душевное, сокровенное; пополнил копилку своих знаний и пониманий этого необъятного, такого бесконечно интересного и, по сути малоизученного мира; оставил надолго в памяти и в сердце. Мимолетные мгновения увлекательного путешествия, запечатленные на фото, теперь будут постоянно возвращать в эти благодатные места, которые хочется посетить еще и еще раз.

Ирина Белова

Автор: Емельяновские Веси

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3822

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика