Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Емельяновские веси". Учредитель КГАУ "Редакция газеты "Емельяновские веси". Главный редактор Марина Луц

663020, п. Емельяново, ул. Московская, 178
телефон: (8-39133) 2-47-40 - гл.редактор, ответственный секретарь; 2-47-20 - бухгалтер, отдел рекламы; 8-902-924-56-26 - по вопросам рекламы
e-mail: ya.redacczia@yandex.ru

Господь так управил

Традиционным местом проведения праздников у нас в районе вновь становится площадь у Храма в селе Барабаново.

Почему "вновь"? Потому что деревянному храму Параскевы Пятницы в Барабаново мы уже отметили 160 лет. За эти полтора с лишним века на площади у храма прошло много событий. В том числе и праздников. Почему именно это место выбирается для проведения праздников? На этот вопрос может быть несколько ответов. Общий смысл которых выражает одна фраза – Господь так управил.

Получив микрофон для приветственного слова на открытии праздника, председатель общественной палаты Емельяновского района Нина Черняева назвала прошедшее в субботу в Барабаново действие замечательным традиционным праздником с казачьим уклоном. Настоятель храма Параскевы Пятницы отец Алексей, в миру Алексей Язев, в своем определении происходящего не был столь точен.

- Назовем это "Сибирские забавы", - предложил он.

- "Сибирские забавы" или "Казачий круг"? - переспросил я.

- "Казачий круг" - тоже подойдет.

Изначально мероприятие задумывалось немножко по-другому. Изначально идея была собрать здесь представителей диаспор, этнических объединений, проживающих в Емельяновском районе. И недавно образовавших свои национальные объединения, таких, как таджики, и давно проживающих здесь – чувашей, и основавших многие поселения района казаков. По объективным и субъективным причинам получилось так, как получилось. Руководство Емельяновского района после пятилетнего перерыва решило возобновить проведение конкурса "Играй гармонь". И собственно этот конкурс стал центральной частью события.

- Это районный фестиваль "Играй гармонь сибирская", - внесла официальное разъяснение начальник районного отдела культуры Елена Булгакова. – В основной программе фестиваля принимают участие 19 коллективов, представляющих муниципальные образования и поселения района. Цель проведения фестиваля - не столько выявить лучших певцов и исполнителей. Хотя, пусть все стараются, ведь приятно быть лучшими. Сколько еще раз порадовать собравшихся на праздник людей прекрасными образцами народной песни, звучанием традиционных народных инструментов.

На сцене все баяны да аккордеоны. Но чуть в стороне от сцены, будто бы спортсмен к старту готовится к своему выходу на сцену, настоящий гармонист. В светлом, как мне показалось, русском народном костюме.

- Как вас зовут?

- Михаил.

- Чей Михаил? - спросил об отчестве и фамилии.

- Чуваш, гармонист я. Михаил Иванов. Это у меня Вятская Кировская гармонь. Инструмент ориентировочно 50-х годов прошлого века выпуска. Не меньше. Я ее по интернету нашел и мне ее из Кирова прислали.

- Почему так издалека? И почему Вятскую гармонь из Кирова?

- Как? Их там делали, там их больше сохранилось. Вятская, ганинская, кировская – это одна гармошка. Называют ее "вятской". Инструмент мобильный, ручной работы. Гармонь крепкая, цельнопланочная. Но чуть-чуть доработать ее хочется. Сам я мастер. Настраиваю, перестраиваю гармошки. Ремонтирую баяны, аккордеоны. И очень гармошку люблю. Вот баянисты говорят: "Что там на твоей гармошке сыграешь?". А я познакомился тут с гармонистом с Овсянки. Виктор его зовут. Так у него поговорка "На баяне и дурак сыграет, а ты попробуй на гармошке сыграй".

- Сам-то пробует? Получается?

- Еще как получается. Такое слышать надо. А свою гармошку еще подделывать буду. Она к моему голосу подходит. Еще подстрою немножечко – язычки подточу. Если кончик язычка точишь – тоньше звук делаешь, поднимаешь. Если у корня язычка – наоборот, ниже звук становится.

На деревянной панели гармонии тоненько, не крупно ровно вырезано "На память Колегову". Видно прежнему хозяину, тоже хорошему человеку, инструмент подарен был хорошими людьми. Теперь, возможно, и нет уже с нами того доброго человека. Но имя его по-прежнему поет.

Казаки в Барабаново приехали при полном параде. При усах и шашках. Свои подразделения представили сразу несколько станичных атаманов. Енисейское войсковое казачье общество, проще говоря Енисейское казачье войско, объединяет территории Красноярского края, Хакасии, Тувы. В районе несколько станиц этого войска. Станишники привезли на праздник и свои забавы. Рубили шашками тальниковые веточки, бутылки, наполненные водой. Учили казачат биться на мешках. Перетягивали канат и крутили свою гигантскую "скакалку". Толстый канат должны были перепрыгнуть сразу несколько человек. Мальчишки становились в линию – то в шеренгу, то в колонну по одному. Но, разом перескочить, раскручиваемый двумя казаками канат, так ни разу и не получилось. Это не беда, какие их годы.

- Это русские казачьи игры, - говорит атаман станицы Емельяново Алексей Кизин. – Казачество, я считаю, это возрождение русского духа.

- Русского или казацкого?

- Казачество у нас от русского не отделяется. Мы русский православный народ. Казак вообще не может быть не православным. Так мы считаем. Думаю, все так считают. Если веру православную принял, пожалуйста, ворота в казачество открыты. Не православный – не казак. Кроме этого казак – это и пахарь, и солдат. Вообще русский мужик тоже землю пашет, а солдат он, когда Отечество позвало. А казак всегда, в любую минуту солдат. В любой момент готов на коня, шашку и в бой.

- Тут нас электронные средства массовой коммуникации пугали, что казаки митинги оппозиции где-то в Москве разгоняли. Знаете что-нибудь об этом?

- Нет, не знаю. Знаю, что казаки Енисейского войска, других сибирских объединений ни в чем подобном участия не принимали. Это точно.

- Может быть, это сборная московских фитнес клубов была.

- Может быть. Наше войско занесено в Российский реестр казачьих войск. Разбито оно на округа. Мы входим в Красноярский округ. Самой станицы Емельяново, как отдельного населенного пункта - нет. Может быть со временем, пока только мечтаем, нам выделят землю. И если захотят, казаки смогут жить вместе, поставят станицы. Обособятся. Готовы создавать и такое.

- Почему вам этого хочется?

- Традиция. Чтобы молодежь воспитывать, как оно раньше было. У нас как, ребенок родился, его с трех лет приучали уже к боевой жизни. В три года он уже должен был сесть на коня, в пять лет он уже по степи скакал. С детства у казака дела, начиная с игрушек, военными были.

- Считаете, что и сегодня нужны солдаты Родине?

- Нужны. Еще Наполеон сказал: "Дайте мне сотню казаков, и я всю Европу завоюю".

Ну, Европу теперь и мигранты успешно завоевывают. Причем, действуют в точном соответствии с написанным европейцами же законодательством. Чудны дела твои, Господи. Вот от таких "чудес" теперь, в том числе, и казацкой традицией беречься надо.

- Мы стараемся создавать на наших праздниках, как теперь говорят, безбарьерную среду, - подводит итог многим разговорам отец Алексей. – Сначала мы отслужили божественную литургию, погода позволила. Утром немного сердце плакало. Выезжая из города, сильно переживал о судьбе мероприятия. Ливень, небо сковано тучами. Но чем ближе подъезжал к Барабаново, тем прозрачнее становились небеса. Теперь, видите – ясно, ни облачка. Сегодня у нас Алексей Талашкин, город Новосибирск. Это ведущий звонарь Сибири. Сегодня он нас радовал звонами. Мы привезли много ребятишек из школ. И главный итог мероприятия в том, что и маленькие, и большие гости праздника довольны происходящим.

Юрий Гревцов

Автор: Юлия Кольман

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 238

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
КОММЕНТИРОВАТЬ

Captcha
 

МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика