Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Авангард» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71127 от 22 сентября 2017 г.

662050, Красноярский край, п. Козулька, пер. Лесной, 4
телефон: редакции (8-39154) 2-11-60
e-mail: редакции gazeta_avangard@bk.ru

Архитектурные старожилы

В фонде центральной районной библиотеки хранится книга, посвященная 100-летнему юбилею Красноярской железной дороги.

В которой описано, как строилась дорога, набирала мощь, становилась важнейшей современной транспортной магистралью, преображающей жизнь сибиряков.

Почему пойдет разговор именно об этой книге? Рассказывает гл. библиограф центральной районной библиотеки Любовь Вощенко.

- Во время рабочей поездки на станции Чернореченской сотрудников библиотеки заинтересовала необычная архитектура водонапорной башни, находящейся около железнодорожного вокзала. Библиотечные работники - народ любознательный, сделали фото башни, и решили узнать историю этого самого старинного сооружения в поселке. На табличке, прикрепленной к башне, указан 1911 год и аббревиатура ВССП, но в книге "Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской железной дороге" (1899-1999/ Сост. В.В Чагин, В.Г.Саклаков. Красноярск: Кн. Изд-во, 1998.-464с.), есть информация, что в эксплуатацию водонапорные башни введены с 1892 по 1898 год. Возник вопрос: 1911-й - это год постройки или реконструкции башни. Если у кого-то из читателей имеется информация по этой теме, мы с большой благодарностью ее примем.

И немного истории по этой же теме. Хозяйство водоснабжения создавалось с начала строительства железной дороги, с 1891 года. Основная задача его - снабжение водой паровозов, технических зданий, паровозных депо. Кроме этого, вода расходовалась для населения и тушения пожаров. Пункты поездного водоснабжения на железной дороге располагались друг от друга на расстоянии 25-30 километров. Источниками водоснабжения являлись пруды, ручьи и озера.

Все производственно-технические здания объектов водоснабжения строились основательно, добротно, на прочном бутовом фундаменте, заложенном ниже глубины промерзания. Стены выкладывались из хорошо обожженного кирпича на известковом растворе с добавлением яичного белка с тщательной разделкой швов и с применением элементов архитектуры (арочные своды над окнами, дверями, цоколи, карнизы и др.)

В 1965 году тридцать пунктов централизованного водоснабжения по станциям были переведены с открытого источника на подземный, в этот список также вошли станции Козульского района: Чернореченская, Кемчуг, Зеледеево.

С 1892 по 1898 год на участке Мариинск-Тайшет были построены и введены в эксплуатацию пункты водоснабжения от Мариинска до разъезда Юрты, в том числе в Чернореченской, Кемчуге, Зеледееве. За функционирование водонапорной башни, которая нас заинтересовала на станции Чернореченской, отвечал машинист водоснабжения М.Н. Дмитриев. С 1950 по 1990 годы, за башню отвечал мастер водоснабжения станции Чернореченской Г.Н. Казанцев.

Большинство насосных станций и водонапорных башен и сейчас находятся в рабочем состоянии, эксплуатируются до настоящего времени. Многие из этих сооружений по праву отнесены к памятникам промышленной архитектуры.

Автор: Юлия Жевлоченко

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 911

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО