"Прямая линия" с главой района Александром Николаевичем Антиповым была назначена на полдень субботы, 12 августа, о чем "Маяк" сообщал в предыдущем номере. Но в среду стало известно, что на этот же день руководитель Республики Мордовия В.Д. Волков назначил выездной семинар-совещание по применению интенсивных технологий в сельском хозяйстве, на который были приглашены в том числе главы районов. (Большой сельскохозяйственный день включал в себя практические занятия, участники обсудили ряд актуальных для развития агропромышленного комплекса республики вопросов).
В связи со сложившимися обстоятельствами А.Н. Антипов приносит извинения жителям города и района, которым не удалось с ним пообщаться. "Прямая линия" была перенесена на утро 13 августа. В субботу же поступавшие звонки принимала секретарь главы района, она записывала вопросы и предлагала всем желающим пообщаться с главой в воскресенье. Отметим, что не один заданный вопрос без внимания не остался. Люди, обратившиеся на "Прямую линию" 13 августа, смогли пообщаться с Александром Николаевичем лично. Также были рассмотрены вопросы, записанные накануне секретарем. Большинство из них касались самой актуальной для нашей страны проблемы – дорог ненадлежащего качества.
Сразу два звонка с одним вопросом поступило от жителей улицы Дикопольцева Ардатова:
- Продолжится ли в этом году строительство дороги по третьему и четвертому порядкам нашей улицы?
- Дело в том, что сейчас идет корректировка проектно-сметной документации, строительство продолжится после проведения всех необходимых процедур. Изначально, в 2013 году, стоимость дороги по ул. Дикопольцева составляла 9,5 млн рублей, с того времени цены заметно выросли. В 2015-2016 годах было выделено 7 млн рублей и на эти деньги проложено покрытие по большей части улицы.
С.В. Фролова живет на улице Пролетарской пос. Тургенево:
- Дороги у нас нет вообще. Когда строили республиканскую трассу, даже спуск к нам не сделали, выехать на соседнюю улицу невозможно, даже пешком ходить плохо! Мы обращались к главе поселка И.В. Аверьянову, он обещал помочь, но пока ничего не сделано. Мы не просим проложить асфальт – засыпьте хоть чем-нибудь, сделайте выезд!
- В Тургеневе долгое время была непростая ситуация с дорогами, но в прошлом году проблема начала решаться достаточно динамично – проложено порядка 3 км твердого покрытия. В этом году из-за непростых погодных условий строительная кампания началась поздно, но она еще не закончилась, и улица Пролетарская без внимания не останется.
Следующий звонок поступил из Низовки:
- Мои родители живут на улице Луговой. Дороги у нас нет, хотя обещают давно. Мало того, центральная дорога по селу в ужасном состоянии: на машине проехать невозможно, просто прогуляться вечером у сельчан тоже нет возможности, добраться до кладбища очень трудно. "Убили" ее грузовые "Камазы" с прицепами, которые возят зерно. Почему никто не может заставить их ездить в объезд или хотя бы раз в сезон делать ремонт? С дорогами столько проблем, а мы не бережем те, что есть. Почему так происходит? (Подобные жалобы, кстати, в редакцию поступали от жителей сел Кельвядни и Андреевка – ред.).
- Дорожный фонд сейчас формируется из акцизов, которые поступают от продажи ГСМ. Бюджет дорожного фонда по району составляет чуть более 5 млн рублей, бюджет Низовского сельского поселения – чуть более 100 тысяч рублей. Километр дороги с твердым покрытием (имеется в виду щебень) стоит порядка 7 млн рублей, поэтому имеющихся в фонде денежных средств на строительство дорог катастрофически не хватает, необходимы дополнительные средства. По мере их поступления дороги строятся, в этом году будет проведен ремонт и частичное строительство дороги по улице Центральной, на что выделено свыше 4 млн рублей. Но этих вливаний не случилось бы, если бы в Низовке не было производственной площадки, а ее обслуживает техника, о которой вы говорите. Озвученная проблема актуальна для всей страны, но сказать однозначно, что тяжелая техника ездить по селу не должна, на сегодняшний момент трудно. По мере возможности транспорт ездит в объезд, грунтовые дороги регулярно грейдируются. Но в этом году подвела погода, много сырых мест, уборочная страда началась позже, дорога каждая минута, поэтому грузовые автомобили ездят по сельским дорогам.
Были примеры, когда из-за данной проблемы предприятия сворачивали производственные площадки, переводили их в другие населенные пункты, даже за пределы района, и это выливалось в сокращение рабочих мест, налоговых отчислений. Думаю, такого поворота не хочет никто. Сельчанам надо учитывать современные реалии, а они таковы – благоустройство, строительство новых дорог напрямую зависит от развития производственных площадок в селе.
По поводу дороги по улице Луговой – она включена в реестр строительства.
Вопрос Н.В. Лариной из Ардатова касался той же проблемы:
- С 2013 года нам обещают сделать дорогу по нашему небольшому отрезку ул. Чапаева, сдвигов до сих пор нет… Завалите нам ее хотя бы чем-нибудь!
- До конца сезона частичный ремонт будет сделан.
Еще один звонок поступил от Ю.Д. Лазарева из Ардатова:
- Живу на улице Красноармейская, сзади дома - футбольная площадка. Мячи регулярно попадают в огород – урожай под угрозой. Можно ли сделать металлическую сетку на площадке повыше? И еще: по улице идет теплотрасса, заросла бурьяном, но его никто не косит. Самим трудно – практически все жители пенсионного возраста.
- Ваша просьба будет перенаправлена главе администрации города А.В. Козлову – бурьян у теплотрассы скосят в ближайшее время. Вопрос с установкой сетки также будет решен.
Следующий вопрос был задан в субботу, 12 августа. К сожалению, автор его остался неизвестен:
- Кадастровый инженер Мангутова допустила ошибку при межевании в 2015 году – увеличила площадь участка. Ошибку исправлять не хочет. Посодействуйте в решении этого вопроса.
- Поскольку проблема частного характера, обратитесь еще раз в администрацию района и оставьте свои контакты для связи. Действительно, кадастровые инженеры допускали ошибки в рамках правового поля, но с каждым годом таких случаев все меньше и меньше, поскольку в районе работают уже три таких фирмы, и в условиях активной конкуренции специалисты стараются тщательнее и ответственнее выполнять свою работу.
Житель пос. Тургенево интересовался, можно ли изменить статус поселка:
- Почему Тургенево не является селом? Большинство домов частные, условия в основном сельские, а живем в поселке городского типа….
- Вопросы изменения административно-территориального устройства регламентируются Законом Республики Мордовия от 23 марта 1998 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Мордовия". Инициаторами подобных изменений могут выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной власти РМ и РФ. Основным критерием принятия нормативно-правовых актов является мнение населения, в нашем случае оно осуществляется путем проведения голосования по правилам проведения местного референдума. Если в Тургеневе будет проведен референдум, и больше половины жителей поселка проголосуют за смену статуса, документы будут направлены в Госсобрание РМ, которое рассмотрит такую возможность. Но хочу отметить, что проведение референдума достаточно затратная процедура, и о его итогах трудно говорить однозначно. Неизвестно, хотят ли большинство тургеневцев стать сельчанами, все-таки свой статус поселок имеет с 1960 года, здесь расположено крупное градообразующее предприятие – светотехнический завод, и большинство населения трудится в промышленности, а не в сельском хозяйстве.
Второй вопрос звонившего тургеневца касался строительства дороги по ул. Луговой поселка:
- Почему в проекте не предусмотрено ни одного лежачего полицейского и пешеходного перехода?
- Для начала хочу отметить, что дорога, которая сейчас строится по ул. Луговой, сельская. Переходы на ней, конечно, нужны и будут сделаны.
"Прямую линию" записала Ю. ЧЕРЕНКОВА.
(Продолжение "Прямой линии" в следующем номере).