Он курсирует не только по Северо-Кавказской железной дороге, аналогичные составы запускают по многим территориям страны. Первый отправился в путь в 2010 году. С тех пор - ежегодно.
Ретросостав времен войны
Восстановленные вагоны времен Великой Отечественной - теплушки, вагон-душ и вагон-салон. На открытых платформах - грузовик ГАЗ-АА "полуторка" (это первый грузовик, выпускавшийся под маркой ГАЗ, часть культурного кода страны). В составе ретропоезда и орудия военных времен. Зенитная пушка 52-К долгие годы стояла в Ростове-на-Дону в качестве памятника. В этом году ее отреставрировали, а после рейса зенитку вернут на место.
Полюбоваться на мощь и силу огнедышащего прошлого в Минводах собралось множество людей. Толпились в очереди – можно было залезть в паровозную будку, увидеть приборы, краны, рычаги, посидеть на местах кочегара и машиниста, кожей почувствовать жаркое дыхание топки, и даже измазаться в угольной пыли.
Связь эпох
Вместе с поездом приехал концерт, артисты выступали на платформах. Часть перрона превратилась в сцену, площадь - в выставку. Знамена Победы сливались с флагами России нынешней. Звучали слова и песни про Великую Отечественную, а глаза видели современные дроны, оружие, стенд для плетения сетей, парней в костюмах "леших" вовсе не сказочных.
- Гостям мероприятия выпала уникальная возможность узнать о том, какое обмундирование, экипировка и оружие использовались раньше и какие элементы экипировки на вооружении у силовых ведомств сейчас: от шлемов, бронежилетов и прицелов до аптечек и сухпайков, - отметил глава Минвод Вячеслав Сергиенко.
И с пробитым сердцем может жить и служить
Паровозу, который тянет состав, без году 90. У него раны и шрамы. Но это все не имеет значения. Подбрось угля, разводи пары и езжай победителем в вечность. Эр 739-99 построен в 1935 году в Брянске. Во время Сталинградской битвы работал в прифронтовой зоне. Он имеет несколько ранений, был пробит котел. После Победы его пролечили, шрамы на боках спрятали под металлическими пластинами. Продолжил работать, после стоял в запасниках. В 2001 году отправлен в музей Северо-Кавказской железной дороги. В 2012 попал в "Перечень паровозов, подлежащих включению в инвентарный парк, сохранению и приведению в работоспособное состояние" под №19. Восстановлен в Тихорецке в 2014 году. Несколько лет назад пришлось заменить тендер. Он тоже был пробит осколками немецких снарядов, латки уже не помогали.
Лично знал Шолохова
Один ретро-вагон служит выставочным залом. В нем совместно с государственным музеем-заповедником М. А. Шолохова создана экспозиция, посвященная деятельности писателя в годы Великой Отечественной. Именно тогда он начал работать над романом "Они сражались за родину".
Генерал-майор Юрий Злыгостев, инспектор Южного военного округа:
- Вспоминаю первую встречу с Шолоховым. Зашел к нему в кабинет, Михаил Александрович глянул, и показалось, что стою перед ним раздетый, оценил меня и встретил очень тепло. Он был очень добрым, открытым человеком. Люди к нему обращались и с жилищными проблемами, и по личным вопросам – всем старался помочь. Когда получал Нобелевскую премию - по условиям у лауреата должен был быть один сопровождающий, но Шолохов взял с собой всю свою семью – настоящий вольный казак.
Больше новостей здесь
В этот день ретропоезд посетил инспектор Южного военного округа генерал-майор Юрий Злыгостев, с 1982 года он был военным комиссаром Вешенского районного военкомата Ростовской области и лично знал писателя, который жил в станице Вешенской.
Самый мощный в Европе
Второй паровоз в составе ретропоезда – ФД ("Феликс Дзержинский") 20-2109. Построен на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции в 1938 году. Этот магистральный грузовой паровоз в годы постройки был самым мощным в Европе. Данный ФД с 1988 года был памятником в депо Каменоломни. В 2017 снят с пьедестала и отправлен в Тихорецк на реставрацию. В марте 2019 впервые растоплен после капремонта.
Каша из топора
На перроне станции работала полевая кухня, где всех желающих угощали кашей и чаем.
А потом вдруг из-за спины молодой девичий голос:
- Вроде обычная гречка с тушенкой, а вкусная, как каша из топора!
Интересно - солдатское яство оказалось не то, чтобы из древних времен, но из старых традиций обыкновенной русской семьи.
- На каждое 9 Мая дедушка варит праздничную "кашу из топора", - рассказывает 15-летняя Вероника Евсюкова из Белгорода, она из тех детей, что приехали в наш округ на 75 дней, пожить. – Готовит на огне, в специальном казане – крупа, мясо, овощи, картошка – и подкладывает горячее топорище – так вкуснее.
И кажется, что это не просто рецепт приготовления, а так запечатлеваются эпохи. И в одном дне встречаются времена. Проявляются сила, победы и доблесть одного народа.
Каждый год маршрут ретропоезда меняется, но в Минводах его всегда ждут с нетерпением.