Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Земля боготольская»

662060, Красноярский край, г.Боготол, ул. Советская, 18.
телефон: редакции +7 (39157) 2-02-05
e-mail: редакции gazetazb@yandex.ru

К вершинам новых знаний

Подготовка школ к новому учебному году - дело важное и ответственное. В Боготольском районе эта работа идет полным ходом. О ней рассказала начальник управления образования администрации района Елена Васькина.

- Добрый день, Елена Всеволодовна. Мы беседуем с Вами в преддверии начала нового учебного года, скажите, пожалуйста, какова степень готовности школ района, были ли сложности с подготовкой? Если да, то, какие?

- Естественно, говорить об абсолютной и идеальной готовности я бы не стала. Надо понимать, что в российское законодательство ежегодно вносятся изменения, направленные на улучшение условий функционирования учреждений образования, которые требуют порой значительных капиталовложений со стороны муниципалитета. Несмотря на то, что традиционно, при формировании бюджета на очередной финансовый год на подготовку школ выделяются средства, необходимые на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также на косметические ремонты и устранение предписаний надзорных органов, эти финансовые ресурсы, при глубокой дотационности нашего района весьма ограничены. Поэтому, исходя из выделенных порядка 2 миллионов рублей, основные виды и объемы мероприятий по каждому учреждению были определены еще весной, и выполнялись в 11 школах и 8 детских садах. При этом должна отметить, что в июне, при корректировке районного бюджета, были дополнительно выделены без малого 8 миллионов рублей, так что наши заявки, ходатайства, с которыми мы обращались к Главе Боготольского района А.В. Белову, были удовлетворены практически в полном объеме.

На сегодняшний день уже выполнены косметические ремонты во всех образовательных учреждениях района. Проверяются и составляются акты эксплуатации игровых и спортивных площадок. За счет средств краевой субсидии, в сумме 866,2 тысячи рублей устранена часть предписаний надзорных органов к зданиям Боготольской, Юрьевской и Краснозаводской школ. Из-за смещения сроков выполнения работ предстоят ремонт крыши в Вагинской школе, и установка теплого модульного санитарного узла в начальной школе-детский сад в селе Вагино. На это в результате конкурсного отбора из краевого бюджета нашему району выделены субсидии в сумме 3,8 миллионов рублей и 495,2 тысячи рублей соответственно. Софинансирование из местного бюджета по этим двум субсидиям составляет 483,6 тысяч рублей. Я думаю, что к сентябрю текущего года все запланированные ремонтные работы завершатся и не будут препятствовать учебному процессу.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководителей школ и детских садов, работников, родителей, всех тех, кто принимал активное участие в подготовке образовательных учреждений к новому учебному году. Проделана большая работа, но оценку готовности учебных учреждений к новому учебному году даст комиссия, которая будет работать 14 и 15 августа 2019 года.

- Каким образом проходит приемка образовательных учреждений, кто входит в состав комиссии?

- В целях организованной приемки школ к новому учебному году постановлением администрации Боготольского района утверждается порядок работы межведомственной комиссии. В состав комиссии входят представители администрации, управления образования, а также по согласованию представители полиции, дознаватели Госпожнадзора и инспекторы ОГИБДД. На протяжении многих лет возглавляет комиссию заместитель главы района по социальным и организационным вопросам, общественно-политической работе Г.А. Недосекин. Сроки приемки образовательных учреждений согласовываются с надзорными органами. Как я уже сказала выше, в связи с большой численностью и удаленностью образовательных учреждений комиссия будет работать два дня.

- Какие меры были предприняты в этом году для обеспечения безопасности детей?

- Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, информационную, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, безопасность в области охраны труда и другое. Реализация мероприятий, обеспечивающих безопасность, осуществлялась в следующих направлениях: защита здоровья и сохранение жизни сотрудников и обучающихся; соблюдение ТБ сотрудниками и обучающимися; обучение сотрудников и учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Считаю, что главная задача школ - научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Немаловажное значение имеет и техническая оснащенность объектов образования. Еще к сентябрю прошлого года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов" проведено обследование и категорирование всех школ и детских садов. Согласно плана мероприятий по улучшению антитеррористической защищенности объектов исходя из присвоенных классов опасности, необходимо оборудовать все 19 учреждений автономной системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; оборудовать видеонаблюдением 5 школ; оборудовать системами автоматизированного контроля доступа 6 школ; организовать охрану объектов силами ведомственной охраны в 6 школах, восстановить целостность ограждения по периметру территорий образовательных учреждений. И это немалые средства. По предварительным подсчетам данные расходы превысят 17 миллионов рублей. В этом году финансово обеспечено восстановление целостности ограждения Большекосульской и Критовской средних общеобразовательных школ на сумму свыше 5 миллионов рублей. Кроме того, с целью обеспечения противопожарной безопасности, во всех школах района профинансирована установка и обслуживание объектовых станций "Тандем" для дублирования пожарного сигнала на пульт пожарной части ПЧ-33. Расходы районного бюджета составили порядка 1 миллиона рублей.

- Как планируется решать вопрос с нехваткой мест в детских садах и школах?

- В прошлом учебном году в Боготольском районе обучалось 1078 человек, а здания районных школ рассчитаны на 3140 мест. Есть школы, которые заполнены лишь на четверть или треть от проектной мощности. Но есть и школы, до сих пор работающие в две смены из-за нехватки учебных помещений. Причины разные. В одних расположены детские сады, в других разделены классы согласно нормативов площади на одного ребенка. Но в целом о нехватке мест в школах вопрос не стоит.

Другое дело – дошкольное образование. У нас в районе в основном малокомплектные детские сады. В пяти из них функционирует по одной разновозрастной группе от 8 до 15 детей. Есть две школы, при которых открыты группы дошкольного образования. В течение прошлого учебного года направление в детские сады района получили 63 ребенка. К 1 сентября нынешнего года в очереди на получение места стоят 58 детей, из них 10 детей в возрасте 3-7 лет, что на 55 % меньше по сравнению с прошлым годом. В связи с оттоком населения очередность ликвидирована почти во всех территориях района, за исключением села Боготол. Уже через год-два встанет вопрос о закрытии групп в больших детских садах сел Юрьевка, Большая Косуль и Критово. При этом есть малые деревни, в которых отсутствуют детские сады, но родители желают, чтобы их дети получали дошкольное образование. Проблему может решить организация подвоза этих детей в функционирующие дошкольные учреждения. Но пока это возможно лишь силами родителей. На школьных автобусах этого делать нельзя из-за ряда ограничений, начиная от детских удерживающих устройств и заканчивая требованиями СанПиН об утреннем приеме детей-дошкольников исключительно в присутствии родителей или законных представителей. В настоящее время министерством образования Красноярского края изучается востребованность данной услуги по сельским муниципалитетам. Будем надеяться, что решение вопроса сдвинется с "мертвой точки".

- Наших читателей интересует также вопрос о маршрутах школьных автобусов. Кто их разрабатывает?

- Маршруты разрабатывает сама школа в зависимости от наличия обучающихся с территорий сельских поселений, за которыми закреплена данная школа. Далее для обследования маршрутов ежегодно создается специальная комиссия, в состав которой помимо ответственного перевозчика включаются представители администрации, курирующие пассажирские перевозки, а также дорожных служб и ОГИБДД. Только после комплексной проверки всех школьных маршрутов они утверждаются нормативно-правовым актом Главой Боготольского района сроком на 1 год. Кроме того, на средства районного бюджета все школьные автобусы оборудованы проблесковыми маячками, тахографами и системами спутниковой навигации. Контроль за перевозками детей осуществляется в режиме реального времени - местонахождение транспорта, его скорость, количество и длительность остановок. Все это можно отследить в специально оборудованном диспетчерском пункте. Ужесточаются требования и к техническому состоянию школьных автобусов. С сентября этого года на осуществление подвоза учащихся должна быть лицензия. И эта процедура вполне оправдана, ведь речь идет о жизни и здоровье детей.

- Как Вы лично оцениваете уровень образования в муниципалитете? Итоговая аттестация в 9-ых и 11-ых классах нынче чем-то порадовала?

- Образовательный уровень населения - важнейшая характеристика, определяющая конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность любой территории - от села до большого мегаполиса и государства в целом. А вот вопрос его оценки относится к числу наиболее проблемных. По каким критериям его оценить? Ведь в целом это динамическая система. То, что было вчера "хорошо", сегодня "никуда не годится". Да и как правило мы имеем дело с отсроченностью результатов. Поэтому на этот вопрос однозначного ответа нет. А вот результаты государственной итоговой аттестации вполне осязаемы. Они говорят о том, что наступило время, когда дети и родители осознали, что не нужно сдавать подряд все экзамены и лучше выбирать приоритеты. В этом году, как и в прошлом, в ходе проведения ЕГЭ в пункте проведения, который располагается в Большекосульской СОШ, нарушений по порядку проведения выявлено не было. Апелляций по нарушению порядка проведения экзамена не поступало. Средний балл ЕГЭ по математике базового уровня в муниципалитете остался на прежнем уровне. Радует то, что в сравнении с 2018 годом средний балл по району по обязательным предметам вырос: русский язык на 6 баллов, профильная математика на 12. Есть над чем работать и дальше. По итогам государственной итоговой аттестации в 9 классах каждый пятый ученик будет пересдавать экзамены в дополнительный (сентябрьский) период. Это меньше, чем в прошлом году, но радости от этого не испытываю.

- Улучшение качества образования, напрямую зависит от привлечения молодых кадров. Что делает ваше ведомство в этой связи?

- Мы используем всевозможные ресурсы. Один из них – участие студентов старших курсов и выпускников педвузов в краевых конкурсах на замещение вакансий в школах, расположенных в сельской местности. Эти молодые специалисты при условии отработки в школах района в течение 3 лет получают материальную поддержку в виде выплат из краевого бюджета. Другой ресурс для привлечения и закрепления молодых специалистов в школах района предусмотрен в программе "Развитие образования Боготольского района". В ней заложены расходы на аренду жилых помещений для иногородних молодых специалистов и выплату подъемных в размере 10 тысяч рублей специалистам, впервые поступившим на работу. Только за три последних года в школы района прибыли 12 молодых специалистов, в том числе четверо юношей. Не станет исключением и нынешний год. Ожидаем двух молодых педагогов. В целях оказания методической помощи в профессиональной адаптации начинающим педагогам в районе функционирует "Школа молодого учителя". В конце августа наши молодые специалисты вместе с молодыми педагогами города Боготола и Тюхтетского района примут участие в первом межмуниципальном слете, который пройдет на территории нашего района, на базе отдыха "Сосновый бор".

Хочется остановиться еще на одном ресурсе – это заключение договоров о приеме на целевое обучение в Красноярском Государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева. За три последних года Боготольский район заключил 15 договоров. К сожалению, в связи с жесткими требованиями, на сегодняшний день в педуниверситете обучаются лишь 3 человека, причем все они являются выпускниками школ города Боготола. И это тоже информация к размышлению.

Из нынешних студентов ожидаем в следующем учебном году учителя русского языка и литературы в Булатовскую СОШ, а к 2024 году - учителя математики и информатики в Боготольскую СОШ.

- В каких проектах участвуют школы Боготольского района?

- На сегодняшний день Боготольская школа участвует в долгосрочном краевом проекте, связанном с повышением качества образования. Внутри школы реализуются несколько проеков. Проект "Повышение эффективности административной команды" позволил управленцам этой школы овладеть проблемным анализом. Организована работа 3-х творческих групп по формирующему оцениванию (читательская грамотность и критическое мышление). Более половины педагогов школы применяет техники формирующего оценивания. За время реализации другого проекта "Школа успешного педагога" учителя обобщили свой опыт в виде практик. Практика по индивидуальному сопровождению одаренных школьников вошла в Региональный атлас лучших педагогических практик. На сегодня в краевой базе "Одаренные дети" зарегистрирован 91 ребенок МБОУ Боготольской СОШ (39% от общего числа обучающихся). Продолжается сотрудничество школы с краевым Центром развития одаренности "Перспектива", начавшееся в 2017 году, где ребята проходили подготовку к олимпиадам различного уровня. Для занятий с обучающимися в группах приглашались высококвалифицированные специалисты, члены предметных комиссий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Для 9 обучающихся была организована поездка в школу "Перспектива". Три ребенка приняли участие в физико-математической школе для одаренных детей в городе Ачинске.

- Взаимоотношения с родительским сообществом является важной составляющей в процессе обучения, как выстроена работа с ним?

- На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании ответил В. А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...". Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения. Уже на протяжении многих лет в образовательных учреждениях общественная составляющая в управлении представлена родительскими комитетами или общественными советами. Создан в районе и Общественный совет по образованию. Планируем в следующем году привлечь его к процедуре независимой оценки качества образования. Работу с родителями условно можно разделить на три части: со всеми родителями класса в рамках родительских собраний; с частью родителей в форме консультаций, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок, ну и, конечно же, проведение совместных мероприятий. В рамках воспитательной работы сегодня родители очень часто привлекаются к мероприятиям совместно с детьми. У нас в районе практикуются такие совместные мероприятия, как "Мама, папа, я – спортивная семья", "День здоровья", а также приуроченные к календарным праздникам "Международный женский день 8 марта", "День защитников Отечества", "День матери" и прочее.

А вот с семьями, находящимся в социально-опасном положении, на первых порах эффективной формой взаимодействия являются Советы профилактики. В данном направлении школы работают совместно с сельскими советами, полицией, центром социального обслуживания населения "Надежда", комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Боготольского района.

- Как район принимает участие в акции "Помоги пойти учиться"?

- Акция "Помоги пойти учиться" проводится в нашем районе ежегодно. Она направлена на выявление и оказание адресной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в период подготовки их к новому учебному году. А еще эта акция межведомственная. В этот период проводятся совместные рейды, подворовые обходы для выявления несовершеннолетних и семей, нуждающихся в помощи. Уже сейчас на всей территории Боготольского района в сельсоветах, школах, клубах, библиотеках открыты пункты по сбору вещей, школьно-письменных принадлежностей. Используем и такую форму, как проведение благотворительных ярмарок.

- Елена Всеволодовна, чтобы Вы пожелали нашим школьникам в связи с началом учебного года?

- Начало учебного года - праздник близкий и понятный людям всех возрастов. Хочется, чтобы этот день был солнечным и теплым, чтобы у ребят была радость от встреч с одноклассниками и учителями, чтобы у них было большое желание учиться. Когда-то известный китайский мыслитель Конфуций сказал: "Учиться и не думать - бесполезно, а думать и не учиться - опасно". Поэтому пожелание традиционное - учиться, учиться и еще раз учиться. Дорога к знаниям не может быть легкой. Это, прежде всего, труд. Ставьте перед собой глобальные цели, достигайте их, не стесняйтесь просить о помощи или поддержке. Тогда результаты этого труда вас будут радовать пятерками, а ваших учителей - признанием. Школьная жизнь - это еще и дружба, и общение, и много радостных событий. Пусть новый учебный год станет для каждого ученика увлекательным, интересным, принесет новые знания, открытия и новых друзей!

- Спасибо за ответы!

Беседовала И. Зайцева

Автор: Георгий Акацевич

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 520

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика