В настоящее время в связи с пандемией коронавируса в нашей стране объявлен карантин, который вынудил детей и их родителей оказаться в замкнутом пространстве.
Самоизоляция - сложный период. Напряженность в семье нарастает, так как все члены семьи находятся в замкнутом пространстве. В данной ситуации дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию взрослых, сами же дети лишены физической активности, поведение дома изменилось, стало активным и агрессивным. У всех поменялся обычный жизненный уклад. На фоне всего возникают стрессы, настроение угнетающее, испытывают раздражение и гнев.
Приемы для сохранения мира в семье:
1. Будьте честными с детьми, не нагнетайте панику.
2. Дозируйте просмотры новостей в СМИ, не давайте детям смотреть постоянно новости.
3. Объясняйте детям правила гигиены, о необходимости носить маски.
4. Постарайтесь соблюдать режим дня.
5. Совместно с детьми выстраивать планы на ближайшие дни, неделю, чем будете заниматься, как разнообразить каждый день.
6. Постарайтесь сделать так, чтоб у каждого члена семьи было свое пространство в доме и определенный промежуток времени, когда можно побыть в одиночестве.
Нужно понять, что пребывание дома - не наказание, а возможность научиться чему-то новому.
Творчество, занятие продуктивной деятельностью как для взрослых, так и для детей - один из эффективных способов сохранять самообладание в непростых ситуациях. Да и самый лучший способ снять стресс - поиграть вместе с ребенком. Играйте в настольные игры, учите детей взаимодействию в команде.
Вместе с игрой можно использовать и арт-терапию. Метод универсальный и может не только отвлечь от возникшей трудной ситуации, но и помочь с ней справиться, убить время, да и с пользой провести время. Спектр арт-терапии очень широк: может каждый принимать участие, независимо от пола, возраста; помогает устанавливать отношения между людьми; позволяет познать себя и окружающий мир. В творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, развивает творческие возможности.
А видов арт-терапии множество: музыкотерапия, библиотерапия, изотерапия; маскотерапия; песочная терапия; цветотерапия; сказкотерапия; фототерапия; глинотерапия, коллаж.
Арт-терапия рекомендуется детям с 6 лет. Подростковый возраст, в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и с овладением техникой изобразительной деятельности, представляет особо благодатную среду для применения арт-герапии.
Дневник
арт-терапии
Что делать?
1. Устал - рисуй цветы.
2. Злой - рисуй линии.
3. Болит - лепи.
4. Скучно - заполни листок бумаги разными цветами.
5. Грустно - рисуй радугу.
6. Страшно - плети макраме или делай аппликации из тканей.
7. Ощущаешь тревогу - сделай куклу-мотанку.
8. При возмущении - рвите бумагу на мелкие кусочки.
9. Чувствуешь беспокойство - складывай оригами.
10. Хочешь расслабиться - рисуй узоры.
11. Важно вспомнить - рисуй лабиринты.
12. Ощущаешь неудовольствие - сделай копию картины.
13. Чувствуешь отчаяние - рисуй дороги.
14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы.
15. Надо быстро восстановить силы - рисуй пейзажи.
16. Хочешь понять свои чувства - рисуй автопортрет.
17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна.
18. Если надо систематизировать мысли - рисуй соты или квадраты.
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях - сделай коллаж.
20. Важно сконцентрироваться на мыслях - рисуй точками.
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации - рисуй волны и круги.
22. Чувствуешь что "застрял" и надо двигаться дальше - рисуй спирали.
23. Хочешь сконцентрироваться на цели - рисуй сетки и мишени.
Е. Матюшина, психолог отделения социальной помощи семье и детям КГБУ СО "КЦСОН "Боготольский".