Эта тема, заслуживает особого отношения в силу большой исторической значимости для России и всего мира. Проблема преподавания истории данного события в рамках школьной и вузовской программ стоит довольно остро.
Как правильно рассказать об одной из самых трагических страниц отечественной истории? И можно ли рассказать о Революции 1917 года "правильно"? По-разному интерпретируют ее современные историки и политики с вершин столетней давности.
Этой проблеме был посвящен II Всероссийский конкурс педагогического мастерства "История в школе: традиции и новации". Организатором его выступил фонд "История Отечества", председателем совета которого является С.Е. Нарышкин, и общественная общероссийская организация "Ассоциация учителей истории и обществознания", председателем которой является известный историк, академик РАН А.О. Чубарьян. Начало Великой российской революции положено в 1917 году и завершилось она в 1921 году.
Конкурс проводился в два этапа: С 5 июня по 5 сентября 2017 г. проходил заочный этап, а 2-5 октября — очный этап. В заочном этапе приняло участие 524 учителя истории из всех регионов России - от Камчатки до Калининграда. Из них было выбрано 70 лучших, которые и стали финалистами и были приглашены во второй тур. На первом этапе участникам необходимо было представить на суд экспертов своё портфолио, где нужно было отобразить свои профессиональные достижения за последние два учебных года и ЭССЕ по теме "Основные принципы и подходы к преподаванию истории Великой российской революции 1917 года".
Для меня было большим сюрпризом, что я стала победителем первого этапа столь престижного конкурса и представляла Республику Мордовию на очном этапе. В течение нескольких дней, с 2 по 5 октября, в Доме Российского исторического общества проходил очный этап состязания, в ходе которого финалисты проводили показательные методические уроки. Учителям-историкам разных возрастов на какое-то время пришлось снова почувствовать себя студентами – в ходе завершающего этапа они тянули билеты с заданиями. Например, нужно было подготовить урок-дискуссию, организовать экспозицию или провести урок в формате "ролевой игры", в которой в роли учеников выступали твои коллеги-педагоги из других регионов. Конкурсанты должны были на себя примерить и роль ученика, и роль исторических деятелей, бывших участниками Великой Российской революции 1917года; отстаивать свою точку зрения и участвовать в дебатах по проблеме преподавания истории Великой российской революции.
Как сказал научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян, все преподаватели, принявшие участие в конкурсе, настоящие профессионалы, преданные своему делу.
"Наша история - это не просто предмет в школе. Это главный предмет, который формирует мировоззрение людей. Это предмет, который позволяет выработать у наших молодых людей чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свою страну. То, что делают наши учителя истории, – это огромный вклад в развитие общества и государства", - заявил он, подводя итоги конкурса в Министерстве образования и науки РФ 5 октября, в День учителя.
После церемонии награждения все участники конкурса были приглашены на праздничный концерт, посвященный Дню учителя, в Государственный Кремлевский Дворец.
Приятно, что организаторы намерены проводить этот конкурс ежегодно. Он не только помогает определить лучших преподавателей истории, но и служит прекрасной площадкой, где учителя из разных регионов России могут встретиться и поделиться своим опытом и пополнить свою методическую копилку.