Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковылкинского района Республики Мордовия

431350, Республика Мордовия, Ковылкинский район, г.Ковылкино, ул.Пролетарская, 2б.
телефон: +7 (83453) 2-13-29
e-mail: golosprim.red@yandex.ru

Иван Козлов - боевой летчик

Козлов Иван Иванович - уроженец села Сутягино Рыбкинского района. В рейтинге летчиков-асов Мордовии он занимает третье место.

Старожилы и совсем юные жители нашего Примокшанского края хорошо знают своего земляка: боевого летчика Великой Отечественной войны Александра Котова – Героя Советского Союза. О его боевом пути рассказывают фильмы, многочисленные публикации в периодической печати. Ковылкинцы вправе гордиться героем-фронтовиком, не изменившем малой родине. После войны Почетный гражданин Мордовии А.Г. Котов вернулся с фронта домой, проживал и работал в родном селе Троицк, где сегодня на сельском погосте покоится прах его.

Удивление вызвало у меня заявление научного сотрудника выставочного отдела МБУК "Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг." Игоря Черняева, с которым встретились за его работой у компьютера. "У вас в Ковылкинском районе есть еще один боевой летчик, сбивший во время Великой Отечественной войны 7 фашистских самолетов" - "И кто же это?" - спрашиваю его. - "Козлов Иван Иванович - уроженец села Сутягино Рыбкинского района. В рейтинге летчиков-асов Мордовии он занимает третье место".

Для большей убедительности И.Черняев представил документы, в которых боевые товарищи документально подтверждают о сражениях в небе нашего земляка Козлова с немецкими асами и о сбитых им фашистских самолетах. Эти документы найду позже в Центральном архиве Минобороны РФ, находящиеся в открытом доступе.

- Пятеро летчиков, уроженцев Мордовии, лично уничтожили 36 немецких самолетов и еще 7 в составе группы, - говорит научный сотрудник республиканского Мемориального музея Игорь Черняев, продолжая заниматься поиском героев-земляков. - Из пятерых летчиков-асов один погиб в годы Великой Отечественной войны в авиационной катастрофе в качестве пассажира, а остальные вернулись домой, хотя один из них получил тяжелое ранение.

Возглавляет рейтинг Герой Советского Союза А.Г. Котов, совершивший 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил 16 немецких самолетов (по другим источникам – 17). За ним идет Алексей Ильич Фадеев, 1918 года рождения, уроженец села Солдатское Ардатовского района Мордовии. Четвертое место в рейтинге асов, уроженцев Республики Мордовия, занимает Уссам Абдрахимович/Абдрахманович Мамин, 1918 года рождения, родившийся в селе Кочетовка Ширингушского, ныне Зубово-Полянского, района. Пятое место принадлежит Алексею Кирилловичу Шипову, который родился в 1920 году в д. Телимерки Теньгушевского района.

Среди имен боевых летчиков Мордовии значатся старший лейтенант Тараскин Гавриил Климентьевич (1915 г.р., из села Старое Бадиково Зубово-Полянского района). В составе 127-го иап сбил 4 немецких самолета лично и 3 - в составе группы. Погиб в воздушном бою 2 августа 1943 года. Его самолет упал в 1-2км южнее с. Никольское Орловской области. Лейтенант Петуров Степан Александрович (1922г.р., с.Адашево Инсарского района) в составе 508-го иап, далее преобразованного в 213-й гвиап, сбил лично 4 немецких самолета. Пропал без вести 18 марта 1945 года, не вернувшись с боевого вылета. Гвардии младший лейтенант Власов Леонтий Иванович (1919 г.р., д. Адаево Пурдошанского района. В стране и далеко за пределами широко известно имя Героя Советского Союза, летчика-истребителя Михаила Петровича Девятаева из п. Торбеево, угнавшего из концлагеря немецкий самолет и перелетевшего через линию фронта со спасенными товарищами. Несколько изданий претерпела книга М.П. Девятаева "Побег из ада".

Сделаем, однако, акцент в данной публикации на летчике Иване Ивановиче Козлове, который родился 1 ноября 1922 года в селе Сутягино Рыбкинского, ныне Ковылкинского, района Республики Мордовия. Предположительно в 1930-е годы его родители переехали в Москву, так как именно в этом городе в 1939 году он окончил 7 классов неполной средней школы. После окончания школы устроился работать на Московский авторемонтный завод, но мечта о небе привела его в Таганский аэроклуб. После работы он бежал в аэроклуб, чтобы учиться летать на "учебной парте" СССР – самолет У-2. 3 ноября 1940 года Иван Козлов решил связать жизнь с авиацией – он добровольцем изъявил желание стать военным летчиком. Был направлен на обучение в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Два с половиной года шло обучение пилота, из которых полтора года пришлось на Великую Отечественную войну. Наши войска вели тяжелые приграничные бои, обороняли Москву и Ленинград, вели тяжелые бои в Сталинграде и на Кавказе, а Иван Козлов продолжал учиться летному искусству боевого летчика.

20 мая 1943 года ему было присвоено звание "Младший лейтенант" и он был направлен в 16-й запасной истребительной полк. Только 28 августа 1943 года он получил назначение в 248-й истребительный авиационный полк 234-й истребительной авиационной дивизии 1-го Белорусского фронта.

Получив истребитель Як-9, старший летчик младший лейтенант Иван Козлов совершил свой боевой вылет 26 сентября 1943 года. 12 декабря 1943 года, вылетев группой в составе 7 Як-9 на прикрытие своих бомбардировщиков в район г. Жлобин, группа истребителей встретила до 15 самолетов Ю-88 под прикрытием 10 ФВ-190. Ведя неравный бой с противником, самолет Козлова был поврежден, а сам он был ранен. Чувствуя ответственность перед Родиной, перенося боль, истекая кровью, младший лейтенант Козлов благополучно привел свой самолет на аэродром.

Оправившись от ранения в руку и ногу, в январе 1944 года младший лейтенант Козлов открывает свой боевой счет. "24.01.1944 г. в период 12.23-13.05 часов в составе 4 ЯК-9, ведущий старший лейтенант Мирошниченко, ведомые Щеголихин, И.И. Козлов, Бушменков, вылетали на прикрытие своих войск в район Меховщина, Кобыльщина, Дуброва. В 12.40 на Н-1500 м в районе цели встретили 4 ФВ-190 и 1 ФВ-189, с которыми вступили в бой. В ходе боя подошла еще пара самолетов ФВ-190, которые шли в атаку на младшего лейтенанта Щеголихина. Лейтенант Козлов отбил атаку от младшего лейтенанта Щеголихина и с дистанции 150-100 метров сбил одного ФВ-189, который загорелся и горящим упал в районе Великий Бор" - говорится в справке подтверждения, подписанной начальником штаба 248 истр. авиаполка майором Лозовским.

Через неделю (согласно такого же подтверждения) лейтенант Козлов удвоил свой счет: 30.01.44 г. в период 11.30-12.20 в составе 4 ЯК-9 ведущий старший лейтенант Мирошниченко, ведомые Бушменков, Козлов, Самарчанц вылетали на прикрытие наших войск в районе Меховщина, Кобыльщина, Лесец. 11.40 на Н-1300 метров встретили 8 ФВ-190, которые преследовали самолеты Ил-2. Всей группой пошли в атаку и боем сковали всех истребителей противника. Лейтенант Козлов атаковал ФВ-190, который вел бой с младшим лейтенантом Бушменковым и с дистанции 100 метров сбил самолет противника, ФВ-190 с дымом беспорядочно пошел вниз и упал в районе Мольча.

18 февраля 1944 года Иван Иванович Козлов получил следующее воинское звание – "Лейтенант". А 29 марта 1944 г. им была одержана третья победа в воздушном бою - в период 9.00–10.50 три группы по 4 Як-9, ведущие группы капитан А.С. Кузнецов, старший лейтенант Мирошниченко, старший лейтенант Четвертаков сопровождали три группы по 6 Пе-2 в район Лисичник. В районе цели группа старшего лейтенанта Мирошниченко, ведомые Козлов И.И., Осипов, Щербо встретили 6 Ме-109 и 2 ФВ-190, которые шли в атаку на самолете Пе-2. При отражении атаки 2 ФВ-190 от Пе-2 лейтенант И.И. Козлов сбил одного ФВ-190, который упал в районе севернее Лисичник.

22 мая 1944 года приказом по 16-й Воздушной армии лейтенант Козлов был награжден орденом "Красное Знамя". При этом в тексте наградного листа сообщается, что за период с сентября 1943 по май 1944 года произвел 67 вылетов и провел 20 воздушных боев, в которых лично сбил 3 самолета противника и 1 самолет противника подбил. Кроме того, будучи ведомым, обеспечил своему ведущему в воздушных боях возможность сбить 12 самолетов противника.

В августе 1944 года лейтенант И.И. Козлов был переведен в 157-й истребительный авиаполк. И почти сразу им было сбито два ФВ-190. 10 августа 1944 года группа в составе четырех Як-3, ведущий пары старший лейтенант Козлов, прикрывала наземные войска в районе плацдарма на левом берегу р. Висла, встретила 16 Ю-87 под прикрытием 12 ФВ-190. Несмотря на значительное превосходство сил противника, 4 Яков первая вступила в бой, в результате решительных атак наших истребителей бомбардировщики противника были разогнаны. В этом бою старший лейтенант Козлов лично сбил 1 ФВ-190. Немецкий самолет упал в районе западнее Магнушев. Второй был сбит им в районе севернее Ясенец: 12 августа 44-го, прикрывая наши войска, лейтенант Козлов, будучи ведущим, встретил группу из восьми немецких ФВ-190, с которой первым вступил в бой. В результате проявленного мужества в воздушном бою сбил один ФВ-190.

Приказом 234-й иад от 18 сентября 1944 года лейтенант И.И. Козлов был награжден орденом "Красная Звезда" (представление было понижено до ордена Отечественная война II степени) за два сбитых ФВ-190. Интересно, что в приказе по 16-й Воздушной армии от 16 июня 1945 года на орден "Красное Знамя" также упоминаются два самолета ФВ-190, сбитых в августе 1944 года.

24 декабря 1944 года Иван Иванович Козлов назначен командиром звена 157-го истребительного авиационного полка, а 27 февраля 1945 года повышен до звания "Старший лейтенант".

В апреле 1945 года старший лейтенант И.И. Козлов довел свой счет до семи лично сбитых самолетов: 16 апреля им был сбит один ФВ-190 восточнее озера Хаус-Зее, а еще через два дня – еще один ФВ-190 нашел свою могилу в районе восточнее Штернебек. За два сбитых самолета отважный летчик был 16 июня 1945 года награжден вторым орденом "Красное Знамя". В наградных листах за подписью командира 157 Краснознаменного истребительного авиационного Брестского полка Героя Советского Союза майора Волкова (18.09.44) и позже комполка майора Ткаченко (12.05.45) дана высокая оценка мужеству и храбрости в борьбе с немецкими захватчиками нашему земляку И.И. Козлову. Всего за два года Великой Отечественной войны старший лейтенант Иван Иванович Козлов произвел 101 боевой вылет и провел 24 воздушных боя, в которых лично сбил 7 немецких самолетов.

После Великой Отечественной войны старший лейтенант И.И. Козлов продолжил службу в Советской Армии, в группе советских оккупационных войск в Германии. Создал семью с Екатериной Александровной. У них появились сын Вячеслав (1946 г.р.), две дочери: Людмила (1948 г.р.) и Валентина (1958 г.р.).

20 марта 1947 года старший лейтенант И.И. Козлов был назначен заместителем командира эскадрильи своего 157-го истребительного авиационного полка 240-й иад 16-й Армии, а 6 января 1949 года назначен на должность штурмана эскадрильи. 28 апреля 1949 года И.И. Козлов получил по выслуге воинское звание "Капитан".

Дальше наш герой продвигается по штурманской стезе, одновременно поднимаясь в званиях: 13 ноября 1951 года он назначен штурманом своего полка, 6 ноября 1953 года ему присвоено воинское звание майор. 4 марта 1954-го майору И.И. Козлову присвоено звание военный лётчик 1-го класса. Апогеем воинской карьеры И.И. Козлова становится назначение 13 июля 1955 года старшим штурманом 157-го истребительного авиационного полка, а 30 декабря 1956 года он получил следующее воинское звание - "Подполковник".

8 августа 1960 года, почти через 20 лет службы в Советской Армии, подполковник И.И. Козлов уволен в запас с правом ношения военной формы и убыл на место жительства в г. Москва. Через 25 лет, 6 апреля 1985 года, он был награжден орденом Отечественной войны I степени в своем родном селе Сутягино.

Описывая боевой путь земляков, уроженцев Мордовии, мужественно сражавшихся в небе с немецко-фашистскими летчиками на фронтах Великой Отечественной, научный сотрудник Мемориального музея Игорь Черняев, которому мы благодарны за представленную информацию, проводит параллель с летчиками-асами воздушных сил Русской императорской армии. В период Первой мировой войны в России считался асом только тот летчик, который одержал не менее пяти побед. От этой цифры автор и отталкивался в своем материале о своеобразном рейтинге "воздушных бойцов". Однако уже в составе ВВС РККА в годы Великой Отечественной войны планка боевых побед несколько раз повышалась.

До недавнего времени наш земляк из села Сутягино Иван Иванович Козлов был третьим в рейтинге, но пока данная публикация готовилась увидеть свет, Игорь Черняев сообщил автору, что боевой летчик Великой Отечественной И.И. Козлов переместился в рейтинге на 4-е место. Найден еще один уроженец Мордовии (летчик 9-го иап младший лейтенант Борис Михайлович Алексеев, 1923 г.р., уроженец г. Темников), который одержал 10 личных побед в воздушных боях с немецко-фашистскими летчиками и погибший в воздушном бою 15 января 1944 года. В последнем бою отважный летчик сбил сразу 2 немецких самолета Ю-87. Не теряем надежды, что кто-то откликнется на данную публикацию и дополнит информацию о дальнейшей судьбе И.И. Козлова, снабдив ее фотографией.

- Сейчас, по заданию руководства республики, работаю над сборником документов по 326-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. будет издан 2-томник, - заявил Игорь Черняев, которому выражаем благодарность за огромную поисковую работу и содействие в подготовке данной публикации.

Нет сомнения, что в 326-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии мужественно сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной и уроженцы Ковылкинского района, имена которых должны знать потомки – внуки и правнуки Солдат Победы. Будем с большим интересом ждать выхода в свет этой книги.

Автор: П.САМСОНКИН

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 603

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика