Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Малопургинского района Удмуртской Республики

427820, Удмуртская Республика, Малопургинский район, с. Малая Пурга, ул.Кирова, 7
телефон: +7 (34138) 4-11-84
e-mail: majak2@udm.net, majak.reklama@bk.ru

Знакомство с прошлым

В Баграш-Бигринском сельском Доме культуры одна встреча объединила два значимых мероприятия - это подведение итогов работы по строительству музея, методом народной стройки, и продолжение знакомства с Бигра Воршудом.

В Баграш-Бигринском сельском Доме культуры одна встреча объединила два значимых мероприятия - это подведение итогов работы по строительству музея, методом народной стройки, и продолжение знакомства с Бигра Воршудом. В гости приезжали председатель районного Совета депутатов В.Е. Москвин, депутат Госсовета Удмуртской республики П.В. Чушъялов, секретарь райкома КПРФ Н.П. Вологжанин. Встречу открыла глава МО "Баграш-Бигринское" С.М. Баграшова, которая рассказала о проекте "Даур шыкыс". Потом вместе со старостой Баграш-Бигры А.Я. Матвеевым вручали грамоты односельчанам, которые активно включились в народную стройку. А их оказалось около 70. Отдельно Медалями "100 лет Великой Октябрьской социалистической революции" были отмечены самые-самые, которые всю душу вложили в эту работу. Вручали их наши гости П.В. Чушъялов и Н.П. Вологжанин. Ими были удостоены: Н.П. Соколов, А.Я. Матвеев, А.И. Яковлев, В.М. Захаров, С.С. Шумилов, В.И. Зайцев, А.К. Дедюхин, З.И. Ботникова и Е.И. Иютина.

Вторая часть встречи была посвящена Бигра Воршуду. Что же такое Воршуд? Из всех народов, входящих в финно-угорскую языковую семью только у удмуртов есть такое понятие. Причём, насчитывается около 70 воршудов. А у каждого воршуда есть ещё род, бoляк. Как и во всех деревнях, в Баграш-Бигре тоже проживают представители различных родов: Баграш, Ботё, Лефыр и многие другие.

Считаю, что каждый из нас должен знать своих самых старших в поколении. Это очень трудоёмкая и кропотливая работа, и пока живы наши бабушки и дедушки каждый за это дело должен взяться. В прошлом году мы познакомились с родом Ботё. Представители этого рода в этом году вручили представителям рода Шумбрей "жезл", на котором изображен метка рода Ботё, и чалму. Жезл этот не простой, а соединяющий родословные в нашем поселении. На одном его конце вырезаны головы лошадей, символизирующие то, что раньше удмурты работали с лошадью. Идея была Владимира Федосеевича Ботникова, а изготовил жезл мастер на все руки из нашей же деревни Дмитрий Сергеевич Ушаков. Было решено, что на нём будут вписаны роды, которые есть в нашем поселении. А для этого она будет передаваться из одного рода к другому. Так, представители рода Шумбрей в следующем году передадут её представителям другого рода.

А откуда же берёт начало род Шумбрей? Как говорят, наши самые старшие, берёт род начало от дома Василия Егоровича Трошкина в Орлово. Что же означает слово Шумбрей? Ответ постарались найти в интернете. Нашли слово шомбай.

- Оказывается, у татар был герой татарских народных сказок по имени Шомбай, которого так описывали "коренастый, крепкий, немногословный". Вот и татары этим именем называли отца нашего дедушки, Семёна Никифоровича Трошкина. Он был крепким, быстрым и сильным, - рассказывает Татьяна Васильевна Яковлева.

- Когда у дома крышу крыли, быстрого как он больше не было. Словно белка он прыгал по балкам, - вспосмниает одна из представительниц рода Шумбрей Ирина Яковлевна Чибышева.

Семён Никифорович во время сабантуя, залезая на столб, всегда выигрывал. В Агрыз он шёл вдоль железной дороги и, говорят, что соревновался с паровозами. "Настоящий Шобмай",- говорили про него татары.

- От этого слова наш род стали называть Шубрей, - считают Яковлевы. Но у Семёна были ещё и братья - Иван и Микта. У них мама очень вкусные шекера делала и их так и все называли - шекера-мальчики.

Продолжатели рода со стороны Ивана Иютина Дарья Кирилловна, в деревне все её знают как Кирло Дарьяпай. Её мама Анастасия Ивановна Фёдорова (девичья фамилия Шумилова) была старшей дочерью Ивана Никифоровича.

Были у Семёна ещё и сёстры: Дарья, Анна и Василиса. От Василисы (Васильна) цепочка идёт к семье Анны Федотовны Лебедевой (Педот Дыдык апай). У Василисы был сын Фёдор (Педор), по имени отца и Анну Федотовну в деревне называют Педот Дыдык апай. О том, что Кирло Дарьяпай и Дыдык апай тоже из рода Шумбрей я узнала только сейчас, когда начали готовиться к этому празднику. Очень сильно разрослись ветви рода Шумбрей. Я тоже из него и очень рада, что наш род становится всё больше. Сделана большая работа по изготовлению генеалогического древа. Её сделала Валентина Ивановна Яковлева. Большое спасибо ей, когда за это дело взялись, было уже на что опираться. Теперь нам надо его продолжить.

Встреча получилась очень познавательной, интересной и прошла в тёплой атмосфере. Нам так понравилось вместе собираться, что мы решили обязательно вновь встретиться, но теперь уже летом в Орлово в берёзовой роще.

Елена Михайловна Трошкина рассказала: "На стене в куале то ли ножом, то ли топором вырезана метка, похожая на икс". Мы и решили, что она будет нашим отличительным знаком. Но прежде всё перепроверим перед окончательным утверждением.

Думаю, что многим понравилось знакомство с родами Ботё и Шумбрей и собравшиеся в зале тоже загорелись желанием познакомить со сцены своей родословной. Пусть продолжится начатая работа - знакомство с Бигра Воршудом. А когда достроиться наш дом-музей, такие встречи будем проводить и там. Спасибо всем, кто пришёл на наше мероприятие.

Автор: Я. Зайцева

По этой теме: Баграш-Бигранародная песняВоршуд

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1280

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика