В прямом эфире радио "Комсомольская правда" Глава Удмуртии Александр Бречалов
ответил на вопросы слушателей
Каким опытом республика может поделиться с другими регионами? О качестве дорог
сквозь призму одного отдельно взятого региона – Удмуртской Республики – поговорили в
прямом эфире радио "Комсомольская правда".
Ведущие эфира спросили у Александра Бречалова, как помог опыт проведения
инвентаризации дорог за время работы в общероссийском народном фронте в оценке
состояния дорог в Удмуртии?
Глава республики рассказал: "Действительно, опыт в ОНФ очень серьезно помогает, и
если транслировать на дорожное хозяйство, то пункт 1 - мы в команду взяли
общественников. И не просто пригласили на обсуждение, а дошли до того, что у нас
общественники принимают дороги. Они выезжают на объект минимум 2 раза. Первый раз
- когда дорога в готовности 70-80 процентов, второй раз - когда дорогу надо принимать.
Это обязательный элемент нашей системы контроля. В Удмуртии на сегодня это
константа и мы теперь только так будем строить дороги. Результат? Несколько участков
подрядчикам пришлось попросту переделать. Это первое. Второе - это эффективное
расходование средств. Пример: до работы новой команды Удмуртии экономия составляла
на торгах максимум 0,2 %. В первый же год только на БКД мы сэкономили более 100 млн
рублей. И сейчас это – норма. То есть мы действительно создаем хорошую конкуренцию,
получаем хорошую экономию и, как следствие, делаем больше запланированного. К
слову, мы централизовали все закупки и к концу этого года у нас экономия бюджета
составила 770 млн рублей. Это 2 главных ключевых элемента, которые я привнес с работы
в ОНФ в работу Команды Удмуртии".
Руководитель Удмуртии отметил, что есть общественники, которые с первого дня его
работы себя идентифицировали таковыми: "Это 3 общественные организации. Мы их
пригласили на обсуждение, выслушали их объективные претензии и предложили работать
вместе. Но не формально, а включить их в систему принятия решений по тем дорогам,
которые будем ремонтировать, какие дополнительные дороги включать в случае
экономии и участие в приемке работ".
Александр Бречалов добавил, что общественники – это только одна ступень. На
сегодняшний день в регионе есть пятиступенчатая система проверки качества
выполненных работ. "Появились 3 новых элемента. Это экспертиза. Она и раньше была.
Но раньше один родственник делал, другой родственник принимал эти работы. Мы взяли
независимую экспертизу, выбирали из нескольких вариантов. Второе – персональная
ответственность министерства. Мы поставили условие, чтобы в гарантийный срок не
потребовалось ремонтировать дороги. И главный, ключевой элемент – мы были по разные
стороны баррикад с общественными организациями. Теперь мы в одной команде. И они,
например, потребовали на каждом асфальтоукладчике поставить камеру. Нам это
сэкономило огромное количество времени. Каждый гражданин республики на свой
телефон мог установить программу и наблюдать, как ремонтируется интересующий его
объект.
Благодаря новой системе контроля, благодаря тому, что к сезону ремонта начали
готовиться задолго до начала ремонта, благодаря жесткой дисциплине и проработке
рисков удалось стать одними из лидеров проекта БКД. Объем действительно большой –
почти полтора млрд рублей. Или 120 км дорог, которые приведены в нормативное
состояние. Кстати, мы за счет экономии вне плана отремонтировали еще дороги в городе
Камбарка".
Глава Удмуртии отметил, что климатические условия в Удмуртии такие, что срок службы
дорожного полотна сокращается быстрее: "Это настоящая зима, затяжные дожди. Именно
поэтому мы начали готовиться к ремонту задолго. Было несколько сценариев. Для нас выход из графика на 1 день – это было ЧП. И это было у нас 1 раз по одному объекту.
Ремонт дорог по БКД мы выбирали, в том числе, и с учетом данных ГИБДД. В этом
проекте обязательно были предусмотрены пешеходные переходы, знаки с ограничениями
скорости, светофоры, ограждения рядом с детскими учреждениями".
Александр Бречалов уточнил, что работа пока происходит в формате ручного управления:
"Этим вопросом занимался Председатель Правительства Удмуртской Республики Ярослав
Семенов. Я сам контролировал еженедельно с выездом. Но на самом деле это не подвиг,
это то, к чему нужно стремиться. Это необходимый формат для конкуренции в
глобальном мире".
Помимо БКД он рассказал о реализации проекта по городу Глазов, где использовались
финансовые средства из внебюджета, без участия дорожного фонда: "Там были самые
худшие дороги. Мы с госкорпорацией Росатом сделали финансовый инструмент,
привлекли деньги. Это больше, чем за 12 лет совокупного выделения городу денег для
ремонта дорог. 27 лет не ремонтировались улицы Глазова. Сейчас там все дороги в
нормативном состоянии. В Глазове есть предприятие Росатома – Чепецкий механический
завод. И предприятие заинтересовано, чтобы люди по другому воспринимали город и
качество жизни. Дороги – это ключевой элемент восприятия. Предприятие не должно
строить дороги. Но оно привлекает хороших специалистов. А специалист не приедет в
город, если нет хороших дорог, инфраструктуры, парка. Поэтому на самом деле эта
история – про экономику и конкуренцию".
В ближайших планах он отметил проект "сельские дороги", развитие безопасного
велосипедного спорта в Ижевске, профилактическую работу по соблюдению ПДД в
детсадах и школах, комплексный подход в работе с нетрезвыми водителями.