О том, какие проекты реализуются сегодня в гимназических стенах, рассказывает Люция Литвинцева, директор общеобразовательного учреждения "Гимназия №7".
— Люция Абрамовна, как за последние годы изменилась гимназия, с чем связаны перемены?
— Жизнь образовательного учреждения во многом отражает происходящее в социуме. Внедрение новых технологий, методик, в том числе электронной системы обучения, разработка современных стандартов — все это, безусловно, влияет на детей и учителей, на образовательный процесс в целом.
В системе общего образования Красноярского края в настоящее время развивается сеть специализированных классов математической, естественнонаучной и инженерно-технологической направленностей. Создание этого ресурса ориентировано на обеспечение высокого качества образования, профориентацию школьников, повышение их мотивации в выборе инженерных, технических специальностей, что в дальнейшем обеспечит приток квалифицированной активной молодежи в различные отрасли края. В прошлом году за счет собственных ресурсов мы открыли три специализированных класса: физико-математический, правовой и гуманитарный с уклоном на английский язык. Предоставили возможность старшеклассникам получать знания по индивидуальным планам, то есть формировать собственную учебную программу из набора предметов, необходимых для поступления в вуз.
Изучение гуманитарных дисциплин и информатики предполагает углубленную программу. К примеру, если по базисному плану информатику в школах преподают с 8-го класса, то ученики гимназии начинают постигать предмет уже на втором году обучения в начальной школе. В этом году наша ученица Елизавета Рогова по итогам единого государственного экзамена по информатике набрала 100 баллов. Ее преподаватель Татьяна Судьина говорит, что девочка планомерно шла к такому результату, не пропускала ни одной олимпиады по программированию. Выпускница окончила гимназию с отметками "отлично" по всем предметам и медалью "За особые успехи в учении".
— Одним из приоритетов для гимназии всегда являлось выстраивание гармоничного образовательного пространства…
— В учебном заведении испытано множество подходов к созданию эффективной и комфортной образовательной среды, мотивирующей детей учиться и всесторонне развиваться. Образовательный потенциал и особая внутренняя культура гимназии выстраивались на протяжении многих лет. Все остается в развитии.
В основе воспитательной работы лежат проектные технологии, направленные на повышение личных инициатив гимназистов, способствующие их участию в жизни своих классных коллективов, гимназии и города, раскрывающие творческие способности, коммуникативные и организаторские данные.
Проектные технологии позволили учителям и детям осваивать федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Главной особенностью нововведений является форсирование активной позиции ученика через различные виды учебной и практической деятельности, соответствующей его личным интересам. Выглядит это так: в дополнение к классической программе обучения каждый ребенок вплоть до 7-го класса подготавливает индивидуальный учебный проект, самостоятельно выбирает его направление. Проект может быть практико-ориентированным, прикладным, исследовательским, информационным или творческим. Мы не ограничиваем детей в выборе сценариев для самообразования.
Шесть лет назад мы начали работу над проектом "Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство" и создали детско-взрослое общественное объединение "Школьная служба медиации". Медиация — это способ урегулирования споров при содействии независимого третьего лица. Медиатор должен сочетать в себе множество человеческих и профессиональных качеств, владеть различными методиками достижения соглашения в споре. Школьная статистика говорит о снижении числа случаев повторного участия в конфликтах лиц, прошедших через примирительные процедуры. Учащиеся получают своеобразную установку на позитивную, неконфликтную коммуникацию.
За годы развития данного направления мы нашли универсальную технологию для медиации в школах. Благодаря сотрудничеству с краевым институтом повышения квалификации и, в частности, с нашим куратором Еленой Пригодич, гимназия стала базовой краевой площадкой для распространения медиативной технологии среди других образовательных учреждений. Психолого-педагогическая служба гимназии, а также родители и дети, получившие в ходе обучения доступ к занятиям медиативными восстановительными циклами, оказывают консультативную и методическую поддержку командам начинающих медиаторов из других школ города.
Люция Литвинцева, директор "Гимназии №7".
Образовательный потенциал и особая внутренняя культура гимназии выстраивались на протяжении многих лет. Все остается в развитии.
Невозможно переоценить наличие в школе квалифицированных педагогов, прошедших углубленную подготовку, владеющих богатым арсеналом средств для передачи знаний и способных успешно взаимодействовать с учениками. Если учитель соответствует высоким требованиям, то, с моей точки зрения, он — настоящий профессионал своего дела. И я как директор стараюсь привлечь в гимназию именно таких учителей. Особо значимым для плодотворной работы педагогического коллектива является наличие в гимназии сплоченной, целеустремленной и высоко квалифицированной управленческой команды.
— Расскажите о направлениях дополнительного образования, имеющих воспитательный характер.
— В образовательном учреждении активно развивается военно-патриотическое движение. Красноярский проект Почетного караула у Вечного огня на городском мемориале Победы "Пост №1" сегодня широко известен в регионе и стране. Он подразумевает освоение навыков несения караульной службы, изучение строевой подготовки, знакомство с воинскими званиями. Кроме того, ребята знакомятся с архивными материалами о Великой Отечественной войне, общаются с ветеранами, посещают музеи, в том числе и корпоративные (МЧС, РЖД, речного судоходства, завода "Красмаш"), занимаются в военно-патриотическом клубе "Сибирский витязь" под руководством преподавателя Тимофея Глущенко. Дети становятся победителями и призерами городских и краевых этапов олимпиад по ОБЖ. Эти достижения дают им право участвовать в финалах всероссийской олимпиады. В итоге такие занятия помогают развитию детского кругозора и повышению успеваемости по учебным предметам.
— Какие еще образовательные направления, стимулирующие развитие личности ребенка, включены в общую программу обучения?
— Много лет успешно работает структурное подразделение "Виртуоз". Участники вокального ансамбля "Вдохновение" во главе с Ириной Царевой — неоднократные лауреаты международных конкурсов. Эти ребята буквально живут музыкой, а некоторые из выпускников структурного подразделения сейчас получают специальное музыкальное образование. Есть в "Виртуозе" ансамбль народного творчества "Калинушка", коллектив по степ-аэробике "Форсаж", а также пианисты и хореографические коллективы.
Активно развивается направление журналистики — благодаря активной работе молодой учительницы литературы Марии Дементьевой. Под ее умелым руководством ребята выпускают школьную газету "ШкоДень" и попутно познают азы журналистики, фотодела, полиграфии и верстки.
В занятиях кулинарией и швейным делом девочки овладевают умениями, необходимыми каждой будущей хозяйке. Мальчики изучают полезные в повседневной жизни азы токарного и слесарного дела. Полученный опыт ребята успешно применяют во время профильных соревнований. Например, одна из учениц гимназии, участница краевой олимпиады, представила на суд жюри образец костюма волонтера Универсиады-2019.
Творческий потенциал детей реализуется и в КВН-движении. Здесь ребята развивают актерские данные, эрудицию, укрепляют чувство уверенности в себе. Занятия помогают ученикам психологически отвлечься от напряженного учебного процесса.
— Здание гимназии построено давно, как удается поддерживать на достойном уровне материально-техническую базу?
— Действительно, здание появилось в далеком 1949 году. Однако год назад здесь был проведен капитальный ремонт. Были приведены в порядок системы отопления, инженерные сети, кровля и многое другое. А главное — устранены нарушения по предписаниям надзорных органов. Ремонтный период был сложным, ведь нам пришлось перевозить все необходимое школьное оборудование и организовывать образовательный процесс в трех разных зданиях. Все работы удалось выполнить качественно, в срок. А впереди — комплексное благоустройство прилегающей территории. Ждем дополнительное финансирование.
Гимназия — большой общий дом и для педагогов, и для учеников. Хочется видеть его красивым, нарядным, особенным. Каждое лето мы своими силами облагораживаем территорию: разбиваем клумбы, высаживаем деревья, убираем сорняки. Ни один уголок не остается без внимания. Скоро на стене одного из технических помещений появится красочная символика Универсиады-2019. Разместятся эмблемы различных видов спорта с именами выдающихся спортсменов края. Так мы внесем свою лепту в подготовку города к Всемирным зимним студенческим играм.