Наталья Галанина, жительница села Канаевка: "Переправляться всегда надо, а на дырявой лодке очень опасно, я, например, не рискую - у меня четверо детей, впору заранее уезжать из дома на период большой воды, задав корму скотине на неделю. Когда лед плывет - это еще ничего, а бывает страшно, если вода постоянно прибывает, можно перевернуться".
Старая лодка - единственное, что связывает жителей отрезанного от большой земли прииргизного куста с районным центром. В это время автобус доходит до затопленного моста, а дальше в Канаевку, Клевенку, переправившись на лодке, отчаянные отправляются своим ходом.
По словам лодочника-перевозчика В.Г. Пулькова, перевозить приходится запчасти - в ремонтных мастерских, разумеется, постарались достать необходимое заранее, но всякое бывает. Иногда приходит ремкомплект на полмиллиона рублей, везешь его и думаешь: потонет - не расплатишься!
Бабушек тяжело переправлять в больницу, охают, хватаются за сердце. Лишь в исключительных случаях те рискуют собственным здоровьем, привыкли обходиться уколами, таблетками и заботой местных безотказных фельдшеров.
Валентин Геннадьевич Пульков - хозяин единственной на весь хутор "общественной" лодки, имеющий доступ к такой ответственной работе от муниципалитета. Двадцать лет уже ему приходится садиться за весла по весне. Это при том, что каждый из мужиков - рыбак, почти в каждом прииргизном дворе есть лодка. Только вот патриотов в селе не найдется, если кинуть клич - пожертвуйте мотор на переправу! Еще чего! А общественная маленькая посудина, латанная-перелатанная, на будущий год отметит сороколетие. В прошлом году реанимировали, чудом собрав из двух моторов один (купленный муниципалитетом за 10 тысяч рублей б/ушный оказался "мертвым" и, в общем-то, пригодился мало!)
- Мотор свое отжил! - на этот раз уверенно говорит Валентин Геннадьевич. - И лодка на ладан дышит. Вычерпывать воду приходится после каждой переправы. Сельчане каждый раз, переплывая через реку, рискуют, если и не утонуть, то остаться без единственного плавсредства. Даже если купить новый мотор, его в рваном днище цеплять не за что, не за шею же! Мы решили бы проблему самостоятельно, не будь цена вопроса так высока. Облазили весь Интернет в поисках "приличного" комплекта, но в целом не меньше ста тысяч нужно на мотор, и полтинником больше - на лодку! А без замены плавсредства есть перспектива совсем остаться без переправы. Лихачей, которые "подпольно" начнут возить народ, будут штрафовать.
Есть выход из сложившейся ситуации и о нем в предыдущей публикации говорил начальник отдела ГО, ЧС и МП администрации района К.П. Разоренцев. Если нужно из Пугачева прикомандируют лодку от облспаса со своим переправщикам. Затраты потребуются только на его содержание, заправку плавсредства. Подсчитали сельчане приблизительные расходы на сторонних извозчиков и все-таки на своем стоят: купить новую муниципальную лодку дешевле будет! Полсуммы на лодку уйдет ровным счетом, если содержать в чужой стороне прикомандированного спасателя! А со своей новой лодкой на десяток предстоящих лет снимется напряженность во время пропуска паводковых вод.
Каждую весну паводок - это наглядная демонстрация нерешенных острых социальных проблем. Канаевцы со слезами на глазах утверждают: если бы к просьбам населения прислушивались и выполняли их - про половодье, как природный катаклизм и бедствие, приносящее массу неудобств, можно было бы давно забыть.
Это камень "в огород" насчет доктора, которого ФАП ждет не первый год (его и квартира ждет!), насчет моста из облегченных конструкций, который, по байкам народным, "обмишурились" и поставили "не там" (речь о мосте через реку Сестры).
К "жизни на воде" жители Прииргизья уже привыкли, и к тому, что лодка ходит исправно три раза в день, как часы, не опаздывает. А если будет необходимость - сделает дополнительный рейс. Машины потому и паркуют на том берегу, чтобы в случае чего до района можно было доехать.
Продовольственный голод не грозит - это точно, магазины запасаются всем необходимым, в первую очередь, водкой. Иные шутники, правда, за бутылкой все равно норовят в Яблоновый Гай махнуть! Предприниматели, которые сейчас до разлива возят свой товар на ярмарку по вторникам, нет-нет, да и предлагают перевозчику вознаграждение: "Как бы сделать так, чтобы меня одного продолжали с товаром возить в отрезанное село!"
Шутка ли, в прошлое половодье перевозили туда-обратно 4 гроба. Порядок такой захоронений: свозить умершего в морг перед тем, как нести на погост.
- Я понимаю, чуть ведь что не так, дело заведут! - о ситуациях ЧП говорит местный переправщик. Нельзя, допустим, перевозить пьяных ни под каким предлогом. А тех, кто под хмельком, пруд пруди. Бегают по берегу, над дежурными милиционерами через реку подшучивают, знают - руки коротки достать.
В Канаевской администрации нам сказали, что на паводковые мероприятия выделено 70 тысяч рублей. Изыскать четверть миллиона на новую лодку в бюджете просто нереально. На выделенную сумму сейчас и пытаются в муниципалитете купить б/ушную добротную лодку с мотором. Только ведь не зря говорят: скупой - платит дважды. Боятся купить "кота в мешке", как бы не остаться опять с дырявой лодкой.
Канаевцы в своих претензиях и просьбах любят сослагательное наклонение. "Если бы у нас появилась новая лодка и более высокий и прочный мост, о проблемах с паводком давно бы забыли. Весенними водами из года в год подтопляются одни и те же территории, но почему-то ничего в лучшую сторону не меняется. Пока работал наш земляк водителем в столице и возил министра здравоохранения Чазова, никто не смел трогать больницу в Прииргизье, где даже операции делали, роды принимали. А сегодня - только и мечтать остается о "достойной жизни", о которой говорит Президент. Как будто кому-то выгодно это половодье с его лодками и другими паводковыми мероприятиями", - резюмируют селяне.