Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Инсарского района Республики Мордовия

431430, Республика Мордовия, Инсарский район, г. Инсар, ул. Гагарина, 28
телефон: +7 (83449) 2-19-22
e-mail: iwest-1@moris.ru

Село мое родное

Родина... Малая родина... Какое объемное слово! Но услышав его, каждый представляет свое. Для кого-то это родной город, для кого-то – деревня. А для меня малая родина – это мое село Усыскино.

За что я люблю свой край? На этот вопрос не каждый сможет ответить. Для меня это место, где я родилась, живу, река, на которой мы с друзьями купаемся с малого детства. Наши матери и бабушки рассказывали нам истории, произошедшие здесь давным-давно. Лично я люблю свой край за свойственную только ему природу. Его речушку, родник, поля, луга, которым не видно конца. И вот здесь проходит мое детство, за которое я должна быть благодарна своим предкам. А как жили они – люди прошлых веков? О чем они мечтали, на что надеялись? Эти вопросы интересуют меня и моих современников до сих пор. Поэтому для исследовательской работы я выбрала тему: "Село мое родное". На сегодняшний день существуют исследовательские работы, посвященные многим селам, поселкам и разным уголкам нашей Родины. Я решила изучить эту тему на примере своего села.

Страницы истории

Усыскино – русск., село в Инсарском районе. Находится на реке Потиж (Патиж). В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) говорится "Потижский Острог – село казенное из 166 дворов Инсарского уезда. Основано в середине XVII века вместе с крепостью Инсар. Кроме крепости Инсар по Инсарской черте в сторону Саранска были Потижский, Кортляевский и Шишкеевский остроги, а также засечные крепости по речке Кортляю, затем Туляевский острог с засечными крепостями. Остроги также были неплохо во­оружены. Самый значительный из них на Инсарской линии – Потижский – имел две проезжие башни с вестовым колоколом и чуланом для оружия и пороха. А наверху, на одной из башен, стояли медная пушка и затинная пищаль с ядрами. В остроге находилась съезжая изба, а рядом с нею – двор острожского воеводы". В XVIII веке острог, потерявший военное значение, превратился в многолюдное село, где в начале XX века насчитывалось до 193 дворов, 1337 жителей вместе с приписными деревнями Тумола, Бардадатово. О первом храме XVII века известий не сохранилось. В 1820-х годах эту церковь перенесли на кладбище, собрали и освятили во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Во второй половине XIX века ее неоднократно обновляли и дважды освящали заново. В самом селе в 1794 году построили новую деревянную церковь в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. К концу XIX века храм сильно обветшал; в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, было начато и почти окончено строительство новой каменной церкви (осталась недостроенной колокольня). В 1930-е­ годы все храмы были отобраны у церкви. Деревянные уничтожены, каменная руи­нирована. Ее восстановление требует вложения больших средств.

В селе Потижский Острог в 1913 году были 1 водяная мельница, 3 ветряные мельницы, 4 маслобойки и просодранки, 1 кузница и 3 торговые лавки.

В период коллективизации Потижский Острог был цент­ром сельсовета. Здесь был организован колхоз "Наш путь". В 1939 году его переименовали в колхоз имени Федосеенко – по фамилии командира стратостата "Осоавиа­хим – 1", который потерпел катастрофу 30 января 1934 года возле села. В разные годы председателями Усыскинского колхоза были А.Н. Сапунов, П.Д. Сапунов, К.Х. Баторшин, И.М. Кулясов.

Большой вклад в развитие хозяйства внес председатель Ф.П. Назаров (50-е годы).

В селе были построены коровник, свинарник, гараж, кузница, приобретено немало техники. Возросло поголовье всех видов скота. Надои перевалили за отметку 2000 килограммов молока в год от коровы, а урожайность – 15 центнеров с гектара. Вот как вспоминает моя бабушка Окунева Наталья Николаевна о жизни в колхозе: "Я работала в колхозе дояркой. Доили вручную по 18-25 коров. Работу начинали в 4 часа утра с уборки коровника, потом доили коров. После дойки нужно было ехать в склад за зерном, получив фураж, раздать своей бригаде. На этом дела не заканчивались. Нужно было убраться в доме животноводов, телятнике. Вечером привозили сенаж и разносили коровам в больших корзинах, затем раздавали фураж. Работы было много, работа была тяжелая, физическая. Но мы не жаловались, были молоды и полны сил, и все было в радость".

В 1960 году колхоз села Усыскино потерял свою самостоятельность, оказавшись в объединенном колхозе имени Федосеенко с центром в селе Яндовище. В это хозяйство, кроме села Усыскино, вошли также села Яндовище, Новлей, Липлейка, деревня Александровка, поселки Венера и Жед­рино. Колхоз этот существовал четверть века. В восьмидесятые годы из него вышло село Новлей и деревня Александровка. Много сил развитию объединенного колхоза имени Федосеенко отдал председатель И.С. Кузнецов.

В Усыскине в восьмидесятые-девяностые годы существовало два хозяйственных образования – бригада колхоза имени Федосеенко и подсобное хозяйство Инсарского завода "Неон". Затем появилось крестьянско-фермерское хозяйство "Виктория", просуществовавшее несколько лет. В 1959 году в селе Усыскино насчитывалось 100 хозяйств, 400 жителей. В 2004 году проживало 56 жителей, было 27 наличных хозяйств.

Вот как рассказывает жительница села Афонина Мария Николаевна о своем родном селе: "Я родилась в 1950 году, тогда в селе насчитывалось более 100 домов. Дома строились очень близко друг к другу. Строения заметно отличались от современных. Дома были низенькие, деревянные. У каждого жителя было свое хозяйст­во: коровы, куры, овцы, свиньи. Работали почти все либо на ферме, либо в полеводческой бригаде. За труд в колхозе начислялись трудодни, а с начала 60-х годов стали платить за работу деньги.

В советское время в селе была восьмилетняя школа, до революции 1917 года она была церковно-приходская. Но потом построили уже более современную школу. Там было много учеников, так что учились в две смены. 1-3, 2-4 классы – вторая смена, 5, 6, 7, 8 – первая смена.

Директором школы была – Кулясова Александра Ивановна. Булычева Валентина Николаевна преподавала русский язык и русскую литературу, Сергей Иванович Мартышин – преподавал математику и физику, Иван Савельевич Данилов преподавал физкультуру и труды, Евдокия Михайловна Булычева и Сапунова Татьяна Васильевна были учителями начальных классов, Иванова Александра Семеновна преподавала немецкий язык и биологию. Школа стояла на пригорке, напротив церкви. Наша школа выглядела так: деревянная, с голубыми окнами, при входе в школу была стеклянная веранда с крыльцом, напротив веранды находились ворота. Школа была одноэтажная. По всему коридору располагались классы, а в конце были кабинет директора и учительская. Парты были деревянные. Вместо стульев были лавочки. Празд­ники проводились в классах. Каждый год 1 и 9 мая, 7 ноября ученики школы ходили на демонстрацию. В день пионерии жгли костер. В лесу заранее было приготовлено место. В лес шли с песнями. У всех на шее были повязаны красные галстуки. Когда приходили на место мероприятия, все пионеры строились и начинали свое выступление. В костре пекли картош­ку, кипятили чай. За речкой, где находится памятник стратонавтам, было футбольное поле. Каждое лето на этом месте проходили футбольные встречи между футболистами близлежащих деревень.

Около школы находился школьный сад с яблонями, смородиной и огород, где ученики сажали капусту, лук и морковь. Рядом со школой были футбольное и волейбольное поле. Каждое лето ученики приходили на практику, поливали или пололи свои грядки. Так же как и мы, они каждую осень и весну убирались около школы. Но, к сожалению, школа перестала существовать в начале семидесятых годов.

Проезжая по нашему селу, вы можете увидеть церковь. Эту церковь начали строить в 1900 году, должны были закончить в 1914. Она была красиво расписана, в ней тоже были иконы и колокола. Каждый праздник жители села приходили в церковь. Храм был закрыт в 1935 году. А еще в моем селе находится святой источник. Предание гласит, что жила семья Сапуновых. Однажды братья Сапуновы пошли за водой в этот родник. Старший сын спокойно набрал воды, а младший брат – Илларион, когда набирал воды во второе ведро, увидел как на поверхность родника выплыла икона Тихвинской Божией матери. Старший хотел выловить ее, но она как будто не давалась ему в руки. А младший с легкостью ее выловил. Братья принесли образ домой. В честь этой иконы источник назвали Тихвинской Божией матери. Родник был многоводным, возле него была часовня и каждый год 9 июля проходили богослужения. Несколько лет назад сельчане и ныне покойная настоятельница Инсарского Свято-Ольгинского женского монастыря матушка Анастасия облагородили святое место, установили крест и икону на источнике, поставили купальню.

Ежегодно в селе Усыскино у святого источника проходит праздничная служба во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Крестный ход проходит от ныне не действующего храма до святого источника. В богослужении принимают участие священнослужители и жители сел со всей округи, присутствуют монахини и послушницы Свято-Ольгинского женского монастыря.

Гордимся воинами-земляками

Давно отгремели залпы Победы в Великой Отечественной войне, но как напоминание о тех кровавых событиях стоят по всей земле памятники. У нас в селе тоже в 2016 году появилось такое место – памятник погибшим воинам-односельчанам, который расположен при въезде в село. Это такое место, где люди минутой молчания воздают дань памяти погибшим героям. 120 человек ушло из нашего села на фронт, лишь немногие смогли вернуться.

Участниками Великой Отечественной войны были и мои прадедушки – Окунев Иван Иванович, Кулясов Николай Николаевич. К счастью, они вернулись домой. Однако никого из них я не видела. Но мой дедушка и моя мама рассказали о них. Кулясов Николай Николаевич – мой прадед на фронте был шофером. Дважды был ранен. После войны жил и работал в селе.

Иван Иванович Окунев войну прошел рядовым солдатом. Воевал на передовой. Смерть здесь была привычным делом, мало кому удавалось остаться живым и неискалеченным. Рассказывать про свои фронтовые дела не любил, хотя несколько раз был на грани жизни и смерти. В послевоенные годы работал в родном колхозе.

Хочу еще рассказать о маме моего дедушки Окуневой Прасковье Ивановне, которая во время войны трудилась на сооружении Сурского рубежа. Вот как она рассказывала об этом: "Лютые морозы были в первую военную зиму, доходили до минус 40 градусов. Отправили нас, девушек и молодых женщин, копать окопы вдоль Суры. Лицо и руки леденели от холода. Одежонка плохонькая, на ногах лапти… Но работали, преодолевали трудности.

В январе 1942 года вернулись в родную деревню… Но и здесь не стало легче. Остались только старики, женщины и дети. И все работы – и колхозные, и домашние – легли на их плечи. Тем не менее поля не пустовали, женщины пахали землю сохой, засевали вручную, жали хлеба серпом, а долгими зимами обмолачивали. Работали без выходных, недоедали, недосыпали… Девиз был один: "Все для фронта, все для победы".

Людям старой закалки, пережившим войну на фронте и в тылу, никогда не забыть цену победы. Они выдержали. И всегда работали – много и самоотверженно.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв".

В каждом селе, городе есть такое место, о котором мы, оказавшись вдали, вспоминаем с волнением и теплотой. Родина начинается с твоего дома, семьи, с твоего родного села, с того места, где ты родился.

Пройдет немного времени, мы повзрослеем, по-разному сложится наша жизнь, но так приятно знать, что на карте есть милый родной уголок, в котором ты родился и вырос. Я с гордостью могу сказать: "Я родилась здесь! Это моя Родина!"

Автор: К. Окунева, ученица Нововерхисской СОШ.

По этой теме: малая родина

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1086

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика