"Уважаемые коллеги, гости, приглашенные!
Мы рады приветствовать вас перед началом нового учебного года на традиционной августовской педагогической конференции. Сегодня подводим итоги работы за 2017-2018 учебный год, обсуждаем проблемы и принимаем важные решения для дальнейшего развития системы образования в нашем районе.
В настоящее время перед системой образования стоят важные задачи, обусловленные государственной политикой модернизации образования и вместе с тем отражающие специфику социально-экономических условий развития региона.
Результаты работы муниципальной системы образования в прошедшем учебном году радуют нас с одной стороны и заставляют задуматься с другой.
Сегодня образовательное пространство района включает в себя 12 средних, 3 основных, 7 начальных образовательных учреждений, 13 дошкольных учреждений, 3 дополнительного образования детей и 4 пришкольных интерната. Введение федеральных государственных образовательных стандартов, а значит, качественное изменение и самого образовательного процесса становится возможным только тогда, когда этим занимается профессионал, способный свободно ориентироваться в сложных и довольно быстро меняющихся экономических и социальных условиях, творчески решающий поставленные перед ним задачи. От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество любого образовательного учреждения. Именно поэтому к образовательному уровню педагогических работников предъявляются самые высокие требования.
В связи с этим управлением образования была продолжена работа по созданию условий, повышения профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений района. Сегодня работает 480 педагогических работников, из них 21 руководитель, 32 заместителя руководителей. С высшей квалификационной категорией – 40, первой квалификационной категорией - 197 педагогов. Образовательные учреждения, укомплектованы педагогическими кадрами, сложились стабильные педагогические коллективы.
Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога - профессионала, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Педагог в современной школе уже не претендует на обладание монополией знаний. В настоящее время ученики имеют возможность сами найти нужную информацию. Поэтому учителя используют всё активнее новые приемы, технологии в организации учебного процесса. Очевидно, что важным ресурсом повышения качества образования являются педагогические кадры и их профессиональное развитие.
Радует возросшая в последние годы активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя.
Анжела Борисовна Молчоева приняла участие на встрече с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
В декабре 2017 года прошли Дни педагогического мастерства на базе Кырлыкской школы, где приняли участие 38 педагогов.
По итогам региональных конкурсов: "Воспитать человека" - Тегерикова Олеся Владимировна - 1 место, "Учитель алтайского языка и литературы Республики Алтай" - Садыкова Оксана Андреевна – 2 место, "Лидер образования Республики Алтай"- Адарина Снежана Григорьевна - 2 место, "Шаг навстречу" - Иртаева Анжелика Александровна - 3 место, Бахтушкин Андрей Борисович, финалист конкурса "Учитель года Республики Алтай".
Традиционный конкурс "Молодой педагог-2018" прошел на базе Коргонской школы, в котором приняли участие 12 учителей, стаж которых составляет от 4 месяцев до 4 лет. Победителем стала Клешева Далана Николаевна, учитель истории Усть-Канской школы.
На базе Ябоганской школы проводились методические дни Министерства образования и науки Республики Алтай и методический совет социально-психологической службы по теме "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды", где рассмотрены типичные ошибки при разработке основных образовательных программ, учебных планов. Даны рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
На рост профессионального мастерства влияет и выставочное движение. В рамках курсов повышения квалификации педагоги района проводят персональные выставки. Стало традицией участие на Волковских чтениях с выставочным материалом, что способствует профессиональному развитию педагога. Активными участниками стали учителя Верх-Ануйской, Кайсынкой, Усть-Канской, Мендур-Сокконской школы. В целях развития инновационной деятельности, укрепления взаимодействия, усиления практической направленности и методической помощи педагогам в районе проводились Единые методические дни, в рамках которого руководители образовательных учреждений и заведующие малокомлектных школ демонстрировали уроки. На высоком методическом уровне провела уроки Модорова Марина Юрьевна, Келейская НОШ и Акулова Айару Васильевна, Орокская НОШ. Данные мероприятия привели к выводу, что учителя не умеют презентовать свой опыт, мало занимаются публикацией. Следовательно, работа по данному направлению будет продолжена в следующем учебном году.
Первой ступенью, на которой закладываются дальнейшие возможности, ресурсы и способы развития личности ребенка, является дошкольное образование. Сегодня в дошкольных организациях работают 94 педагога. Услугами дошкольного образования охвачены 1154 ребенка: 1101 посещают детские сады, 53 получают образовательные услуги в группах кратковременного пребывания при школах. Дошкольные учреждения посещали 19 детей категории "дети-инвалиды" и дети с ОВЗ. В 2018-2019 учебном году в первый класс поступают 380 детей, из них выпускники детских садов - 285.
Создана ассоциация творчески работающих педагогов дошкольных учреждений, системно работает районное методическое объединение воспитателей. С целью выявления и поддержки одаренных детей, впервые проводился фестиваль детского творчества "Веселые нотки" и конкурс детских рисунков "Я рисую этот мир", где представлено более 70 детских работ. Управлением образования для публичного признания вклада дошкольного образовательного учреждения в развитие системы образования района впервые проводится конкурс "Лучший детский сад года". По итогам приемки образовательных организаций комиссия решила включить номинации "Лучшее цветочное оформление территории дошкольного образовательного учреждения" и "Лучшая образовательная среда".
Все же хотелось бы, чтобы педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений обратили внимание на повышение качества дошкольного образования, на детское речевое творчество - как условие полноценного общения дошкольников. Данная проблема станет приоритетным направлением на следующий учебный год. Формируется консультационные психолого-логопедические пункты, которые будут осуществлять коррекционно-образовательную работу детьми с нарушениями речи. Детские сады района будут работать по теме " Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО".
С целью обеспечения эффективного информационного отражения состояния образования, отслеживания динамики качества образовательных услуг, определения эффективности управления качеством образования ведется мониторинг и статистика системы оценки качества. В течение года проводился анализ и оценка итогов деятельности школ по триместрам и за год, обеспечено участие 9 и 11 классов в тренировочных и диагностических работах по материалам федерального института педагогических измерений через систему СтатГрад. Проверялся уровень преподавания гуманитарных предметов Усть-Канской школы, математики с 5 по 11 классы Черно-Ануйской и Ябоганской школы, качество знаний Козульской и Мендур-Сокконской школы. С целью определения, соответствия уровня функциональной грамотности школьников стандарту качества обучения, выявление уровня их общего развития проведены Единые муниципальные тестирования со 2 по 3 классы. Высокие результаты показали Усть-Мутинская и Ябоганская школа. Низкие результаты и не стабильность знаний прослеживается во Владимировской школе. В целях совершенствования системы оценки качества образования, проводятся межшкольные контрольные срезы в 6- 8 классах, что позволяет оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.
Вопрос повышения качества образования стоит в центре внимания педагогических коллективов района, системно рассматривалось на совещаниях руководителей и заместителей директоров. Наиболее высокое качество знаний в 2017-2018 учебном году показали: Тюдралинская, Яконурская, Усть-Мутинская школа. Низкое качество знаний показали Мендур-Сокконская школа и Озернинская НОШ.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья 145 человек. Количество детей-инвалидов 42, на дому обучается 39. В Центре дистанционного образования детей-инвалидов занимались 4 обучающихся.
Одним из основных показателей качества работы являются результаты государственной итоговой аттестации выпускников.
В государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена в 2018 году участвовало 223 обучающихся. Количество успешно сдавших 208, 15 выпускников пересдают в сентябре месяце. И я очень надеюсь, что все наши девятиклассники пересдадут экзамены в сентябрьский период и получат аттестат об основном общем образовании. Высокие результаты по математике и по русскому языку показали Усть-Кумирская, Коргонская, Тюдралинская и Владимировская школа. Низкие результаты показали: Черно-Аунйская и Козульская СОШ. В течение последних двух лет наши выпускники экзамены по русскому языку сдают стабильно хорошо.
Хотелось бы отметить серьезную подготовку к экзаменам учителей родного языка и литературы, истории Кырлыкской и Ябоганской СОШ. Итоги ОГЭ на слайде, можно представить в форме сравнительной таблицы. Аттестат особого образца (с отличием) получили 6 выпускников.
Достаточно успешно все 86 выпускников сдали в этом учебном году единый государственный экзамен. За всю историю сдачи ЕГЭ, сдали сходу без пересдачи. Все получили аттестат о среднем общем образовании, аттестат с отличием и медаль "За особые успехи в учении" - 12 выпускников, в 2017 году было 10. Результаты практически по всем предметам у нас выше, чем в предыдущем учебном году. Количество участников набравших максимальный балл по математике - 40, что составляет 47 %. от общего числа выпускников. Отмечаем высокую подготовку выпускников Усть-Мутинской СОШ по профильной математике, учитель Котонова Светлана Ивановна. Все выпускники набрали высокие баллы.
Стабильно высокие результаты по русскому языку из года в год показывают выпускники Усть-Канской, Ябоганской, Бело-Ануйской, Коргонской и Усть-Кумирской СОШ.
Государственная итоговая аттестация за курс средней школы прошла успешно. Результаты ЕГЭ позволяют сделать вывод о том, что выпускники школ подтвердили свои оценки при сдаче единого государственного экзамена, показало удовлетворительную подготовку выпускников школ по всем предметам, которые были выбраны учащимися для прохождения итоговой аттестации. Хотелось бы, достигнутые результаты ЕГЭ удержать в следующем учебном году.
Одним из основных направлений деятельности методических советов школ, районного методического объединения учителей предметников должна стать разработка практических шагов на повышение качества образования, продумать целенаправленную поэтапную работу от предпрофильной подготовки обучающихся к выбору профиля и выбору предметов для сдачи ЕГЭ. К сожалению, сегодня в образовательных учреждениях отсутствует профильное и углубленное изучение отдельных предметов, нет предгимназических классов. Необходимо совместно, в интересах детей, продумывать цикл предметов на основе анализа имеющихся педагогических и материальных ресурсов. Предлагаю в течение этого учебного года проанализировать все ресурсы: и педагогические, и учебно-материальные на следующий учебный год начать работу по интегрированным учебным планам. В сеть должны быть включены и учреждения дополнительного образования, совершенствовать механизм взаимозачетов. Это большая работа, но ее необходимо сделать.
В районе сохранена и развивается сеть учреждений дополнительного образования: Центр детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа, Детская школа искусств.
Одной из составляющих в повышении качества образования являются предметные олимпиады школьников. Проведен традиционный муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 20 предметам, в которой приняли участие 602 ученика. Лучшие результаты показали ученики Яконурской, Кырлыкской, Усть-Канской и Тодралинской школы. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что большое число участников муниципального этапа олимпиады не обеспечило высокого качества работ. Значительное число из них получили крайне низкое количество баллов, что говорит о слабой подготовке участников, а значит и недостаточной работе педагогов с одаренными детьми. Администрациям школ необходимо обратить внимание на этот факт. В начале 2018 года 35 обучающихся из 9 школ стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Матина Рамина и Байданова Дарина из Козульской школы (учитель Кызылова Эльвира Робертовна) стали призерами по алтайскому языку и литературе.
Сегодня большое внимание уделяется патриотическому и гражданскому воспитанию, в связи с возрастающей потребностью в обществе гражданского становления и повышения социальной активности подрастающего поколения. С 1 сентября в Усть-Мутинской средней школе открывается кадетский класс с подбором программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, где кураторами является отдел пограничного управления села Коксы. На региональном первенстве по огневой подготовке и по рукопашному бою команда кадетов из Усть-Канской школы стали победителями и принимали участие на Первенстве Сибирского федерального округа, руководитель Мекешев Евгений Айдарович и Ябыков Петр Петрович. Они же и являются призерами региональной военно –спортивной игры "Зарница".
На региональном конкурсе "Лучший ученик года", победителями стали Маташева Александра и Шаркова Анастасия, обучающиеся Усть-Канской средней школы. Шаркова Анастасия приняла участие на Всероссийском конкурсе "Ученик года" в городе Ульновске, и это впервые в истории района.
Ежегодно растет количество учащихся, которые принимают участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях различного уровня. Всероссийскую известность и славу завоевали творческие коллективы как "Эрдине" (руководитель Анжела Борисовна Молчоева) и "Алтын куу" (руководители Радмила Сергеевна и Эмиль Сергеевич Теркишевы). Ведь только под чутким руководством талантливых, целеустремленных педагогов рождаются не менее талантливые ученики.
Однако не радуют нас итоги 16 летней олимпиады школьников Республики Алтай, где заняли 5 место. Тренерско-преподавательским составом проведен анализ, сделаны соответствующие выводы, учитывая результаты соревнований, принималась тарификация на новый учебный год. Нет достаточно, системной работы на уроках физической культуры. Надеемся, что учителя физической культуры пересмотрев свои образовательные программы, определились формами и методами обучения, ведь основа нормативов закладывается именно на уроках. Все же отлично подготовили спортсменов тренеры-преподаватели по греко-римской борьбе: Станислав Васильевич Таин, Владимир Митрофанович Букачаков, Шонкор Алекандрович Серипов, Курдак Валерьевич Мерюшев; по гандболу Владимир Васильевич Кошкин; по футболу Илья Капчынарович Арбаев, Эркемен Александрвич Байлагасов. По боксу – Леонид Яковлевич и Яков Леонидович Байталовы. Большим событием в истории спорта нашего района и республики является турнир по хоккею на призы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси среди лучших детских команд страны на Красной площади в Москве.
На территории района в целях обеспечения, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков функционировали 14 лагерей с дневным пребыванием, 3 передвижных лагеря в Ябоганской, Кырлыкской школе и Владимировской ООШ, стационарный лагерь "Эзлик" работал в 3 сезона. Общее число оздоровленных детей, на летний период, включая однодневные походы, экскурсии и поездки составляет 84 % от общего количества обучающихся. Без замечаний надзорных органов провели оздоровление детей такие школы как: Тюдрала (Сабакова Маргарита Олеговна), Ябоган (Сурасманова Надежда Владимировна), Усть-Кан (Чимчиева Олеся Владимировна), Коргон (Сушкова Любовь Савватеевна).
Уважаемые коллеги лето, как всегда, пролетело незаметно, и до начала нового учебного года остались считанные дни. Мы готовы к старту нового учебного года, все образовательные учреждения прошли проверку федеральных надзорных органов и сегодня готовы к приему детей. Хотелось бы отметить такие школы, которые прошли без замечаний: Кырлыкская, Кайсынская, Коргонская, Тюдралинская школа, Ябоганский детский сад, филиал Усть-Канский детский сад, Центр детского творчества и ДЮСШ.
В целях поддержки работников школьных столовых общеобразовательных учреждений, организующих горячее питание, повышения качества и эффективности обслуживания школьников проводился конкурс "Лучшая школьная столовая". По итогам конкурса 3 место заняла Черно-Ануйская школа, 2 место – Тюдралинская основная общеобразовательная школа, 1 место – Коргонская средняя общеобразовательная школа.
Ведь развитие материально-технической базы системы образования является одним из основных направлений, без которых невозможно обеспечить эффективную и качественную образовательную деятельность. И хочется выразить благодарность за содействие в подготовке учреждений администрации района, руководителям, педагогическим коллективам образовательных учреждений и родителям, участвовавшим в подготовке школ и детских садов к новому учебному году.
Таким образом, подводя итоги учебно-воспитательной деятельности 2017-2018 учебного года, хотелось бы огласить результаты районного конкурса "Лучшая школа года". Победителем данного конкурса стала Кырлыкская средняя общеобразовательная школа (директор Ажанарова Г.В.) с вручением сертификата на денежную премию 100 тысяч рублей.
Сегодня муниципальная система образования должна соответствовать не только уровню социально-экономического развития района, республики и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития страны. Ведь эффективное и целенаправленное учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности – это залог успеха всей системы образования.
В соответствии с этим определены направления деятельности на 2018-2019 учебный год:
- внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обновление содержания совершенствование методов обучения;
- совершенствование национальной системы профессионального роста педагогов;
- подготовка к введению новой модели аттестации педагогических кадров;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов.
В своем докладе постаралась емко осветить все направления деятельности системы образования, проанализировать готовность нашего района включиться в осуществление курса модернизации. И это нам под силу, когда есть такой огромный интеллектуальный потенциал. Уважаемые коллеги! Впереди – новый учебный год! От того, как мы его начнем, во многом зависит эффективность нашей дальнейшей деятельности. Поэтому в канун нового учебного года хочется пожелать вам здоровья, внутренней стойкости, профессиональной чуткости, оптимизма, удачи, а главное, удовольствия от собственной работы!"
Подведены итоги конкурсов
Председатель жюри - директор ДЮСШ А.М. Чурупов огласил награжденных учреждений образования по итогам двух конкурсов, работы которых были выставлены в фойе и на втором этаже районного
Дома культуры: конкурс-выставка цветов и букетов "Осеннее очарование", выставка "Дорогой добрых дел", посвященная Году добровольца и волонтера в Российской Федерации.
Грамотой конкурса "Осеннее очарование" награждены победители в следующих номинациях: "Красота в гармонии" - Тюдралинская СОШ, "Есть на свете цветок" - Усть-Кумирская СОШ, "Цветочная фантазия" - Яконурская СОШ, "Палитра" - Ябоганская СОШ, "Большие хорошо, а маленькие - не хуже" - Усть-Кумирский детский сад. Призерами конкурса стали: I – место - Коргонская СОШ, II – Усть-Канская СОШ, III место - Черно-Ануйская СОШ.
В конкусе "Дорогой добрых дел" грамотой награждены победители: Кырлыкская СОШ в номинации "Волонтерство в чрезвычайных ситуациях", Усть-Кумирская СОШ в номинации "Наша цель – достойное будущее", Кайсынская СОШ в номинации "Село глазами волонтера", Кырлыкская СОШ в номинации "Связь поколений", Тюдралинская СОШ в номинации "Взгляни на мир сердцем". А призерами конкурса стали: I место - Усть-Мутинская СОШ, II место – Усть-Канская СОШ, III место - Яконурская СОШ.
Управление по образованию и молодежной политике в целях публичного признания вклада дошкольных образовательных учреждений в развитие системы образования района впервые проводило конкурс среди дошкольных образовательных учреждений. Начальник Управления по образованию и молодежной политике М.П. Мишкина наградила победителей конкурса и вручила денежные сертификаты. В номинации "Лучшая образовательная среда" победителем стал Ябоганский детский сад (5 тыс.руб.), в номинации "Лучшее цветочное оформление территории дошкольного образовательного учреждения" победителем стал Усть-Кумирский детский сад ( 5 тыс.руб.), в главной номинации "Лучший детский сад" победителем стал Усть-Канский детский сад с вручением денежной премии 30тыс. руб.
С целью совершенствования организации питания и распространения опыта работы был объявлен конкурс "Лучшая школьная столовая", победителей объявила заместитель Главы района по социальным вопросам М.В. Савинкова. Диплом 3 степени вручен Черно-Ануйской СОШ (5 тыс.руб.), диплом 2 степени вручен Тюдралинской СОШ (5 тыс.руб.), победителем объявлена Коргонская СОШ с вручением денежной премии 30 тыс.руб.
С целью выявления творческих педагогических коллективов и общеобразовательных учреждений, публичного вклада в развитие системы образования района по итогам учебно-воспитательной деятельности был объявлен районный конкурс "Лучшая школа района", в котором победителем стала Кырлыкская СОШ. Коллективу школы вручен сертификат на сумму 100 тыс.руб.
Успехов вам, молодые специалисты!
В современной школе необходимы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, умеющие самостоятельно принимать решения. Педагогический коллектив района принял в свои ряды молодых специалистов, чья педагогическая деятельность начинается с 1 сентября 2018 года: Тюрин Александр Владимирович - учитель истории Усть-Мутинской СОШ, Карманова Толунай Артуровна – учитель начальных классов Верх-Ануйской начальной школы, Тойотова Айжана Эжеровна – учитель физики и математики Усть-Канской СОШ. Зал их встречал бурными аплодисментами, а право повязать памятные ленты молодым специалистам предоставили ветеранам педагогического труда. Молодых педагогов поздравил ветеран педагогического труда А.А. Матыков:
"Дорогие юные друзья!
Работая начальником отдела народного образования района, на этой сцене мне в течение многих лет пришлось поздравлять молодых специалистов, но сегодня вы для меня - особые люди, потому что сегодня вы вступаете в самостоятельную жизнь после окончания учебного заведения в трудное, но в то же время в интересное время для нашей России, когда идет возрождение Российской Федерации, возрождение ее экономики, культуры, образования и науки. И в этот день вы должны, мне кажется, найти свое достойное место и работать плодотворно, принимать активное участие в общественной жизни, в воспитании патриотизма, трудолюбия, нравственности у учеников. Счастья вам, здоровья, творческих успехов в вашей педагогической деятельности".
Ответное слово от молодых педагогов было предоставлено А.Э. Тойотовой:
"Дорогие ветераны, учителя, уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Желаю счастья, успехов, здоровья. Вот недавно, кажется, поступили в университет, получили студенческий билет, зачетную книжку, а теперь, уже 4 года спустя, стоим здесь в качестве молодого специалиста - учителя. Это великая честь - дарить знание, мудрость, пробуждать в юных сердцах интерес к познанию мира. Я рада, что мы, молодые специалисты, сегодня вливаемся в большую семью педагогов. Постараемся продолжить славные традиции и гордо нести звание учителя".
На такой высокой ноте завершилась Августовская конференция педагогов образования МО "Усть-Канский район". Победитель регионального конкурса "Учительская весна-2018" - оркестр народных инструментов педагогического коллектива Усть-Мутинской средней общеобразовательной школы под руководством учителя музыки, выпускника Хакасского музыкального колледжа Кыдатова Вадима Илларионовича исполнил произведения "Алтайым", "Алтын Кол" и "Баатырлар". Необходимо отметить, что оркестр существует всего год, а уже имеет высокий результат.
Присутствуя на таком празднике, человеку, имеющему иную профессию, по-настоящему завидно и радостно, от того, что "они" могут организовывать и проводить свое отчетное мероприятие без преувеличения на высоком уровне. Этому способствует и красивый уютный клуб, и достигаемые результаты, и компетентные интеллигентные учителя, и руководство, которому далеко не безразлично развитие детей и создание комфортных условий для них. Нет сомнений в том, что Управление по образованию и молодежной политике Усть-Канского района на сегодняшний день держит правильный курс и ведет грамотную организационно-методическую работу. Отмечали это и выражали свои искренние эмоции не только местное сообщество педагогов, но и присутствовавшие гости из республики, вполне равнозначно сопоставляя этот районный праздник с республиканским.
Завершили Августовскую конференцию педагогов ведущие правдивыми словами, о том, что каждое начало - это ознаменование новых дел, надежда на позитивные перемены, посыл к дальнейшему развитию и движению вперед. Хочется надеяться, что это так и будет, ведь для этого у нас есть все.
С праздником, дорогие учителя, счастья вам, ведь, действительно, только счастливый учитель способен воспитать счастливого ученика. С началом нового учебного года!