Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Усть-Канского района (аймака) республики Алтай

649450, Республика Алтай, Усть-Канский р-н, с. Усть-Кан, ул. Первомайская, д. 2
телефон: +7 (38847) 2-21-82
e-mail: golosv@list.ru

Человек-уникум

Сегодня, накануне Дня пожилого человека, хочу поделиться воспоминаниями об учителе-наставнике, по сути давшего мне духовные ориентиры и путевку в жизнь, Н. А. Шодоеве.

В прошлые годы я о нем писала в районную газету "Голос времени", но газетный формат немного однобоко показывает нашу бытность,

не всегда удается свободно рассказать о своих ощущениях и восприятиях той или иной ситуации. Поэтому очерк в газете дополняю фактами.

Николай Андреевич Шодоев – учитель, директор школы, сельского музея, краевед, философ. Человек-уникум, сделавший для меня лично, односельчан, алтайского народа много хорошего, не потребовав за это ничего взамен. Учитель – ветеран педагогического труда, основатель всемирно известного музея в селе Мендур-Соккон, автор десятков научно-популярных и художественных книг, сотен статей по истории и философии алтайского народа не удостоен никакой награды. Он и не попросит никакой награды, главное для него завершить начатое, оставить в наследство всё, чем был занят и богат в этой жизни. Уверена, что большинство преданных делу служения народу людей такие, в этом их суть.

В чем же уникальность этого человека? А в том, чем бы он ни занимался в жизни, у него свой взгляд на мудрость, накопленную веками алтайским народом. Эту многовековую мудрость в настоящее время Николай Андреевич практически в одиночку пробивает на информационное поле человечества. Кто ознакомился с Биликом – древними корнями народной мудрости, алтайской философией, белой верой алтайцев в его изложении, все чаще приезжают к нему в музей или поддерживают связь через интернет и средства связи современности. Почти за полувековую работу над Биликом Шодоев Н.А. написал десятки книг, сотни статей с аргументами и подтверждениями из народного фольклора и обоснованием по предметам материальной и духовной культуры, в чем я убеждаюсь каждый раз.

Первого сентября, далекого 1973 года, в нашу восьмилетку приехали работать супруги Шодоевы. Жена Александра Григорьевна учителем начальных классов, муж Николай Андреевич – директором школы. Вот передо мной фотография тех лет, где супруги смотрят в одну сторону, вероятно, идет школьная линейка. Всегда, когда смотрю на эту фотографию, вспоминаю слова Антуан де Сент-Экзюпери: "Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении".Почти 60 лет вместе они и сегодня являются единомышленниками, и как прежде, любят друг друга! В День учителя 2014 года они вместе пришли на встречу поколений учителей нашей школы, и как всегда, все пожелания и заботы о деле воспитания подрастающего поколения. Во время встречи они подарили школьной библиотеке книги, после встречи зашли в школьный музей, по фотографиям и стендам истории школы повспоминали свои трудовые будни, особенно с интересом рассмотрели то, что было добавлено в последние годы.

В том далеком 1973 году яучилась в 4 классе. У нас Николай Андреевич вел уроки природоведения. Каждый урок - открытие! Конечно, природоведение у нас было и до этого, но это было нечто – из другого мира, что ли. Один час в неделю, но как мы ждали эти уроки, экскурсии на природу – на разломы почвы, на яры окрестностей села, в лес или в горы, рассказы о том, кто, что видел необычного, где что интересного нашел и т. п. Чуть ли не у каждого своя коллекция. Кто-то в бутылочках из-под пенициллина собирает песок, глину, почву, кто-то камни в коробках, при этом с надписью с какого места взята проба. В дальнейшем даже троечники и двоечники могли отличить песчаник от гранита и мрамора, и указать место, где какая почва – супесчаная, суглинистая или чернозем. Это были первые уроки по природному краеведению, а в следующем учебном году, когда мы учились в 5 классе, грянул юбилейный год Великой Победы. В каждом классе шла кропотливая работа по сбору информации о фронтовиках и тыловиках. Четкого деления, как сейчас не было, категории "Дети войны" тоже, но каждый о своем родителе или о дедушках и бабушках небольшие странички оформили. Спустя десятилетие, я окончила Г-АГПИ, приехала работать в родную школу историком, и эти небольшие альбомчики помогали в моей работе по историческому краеведению, те фотографии и записи до сих пор хранятся в музее школы. За эти годы, пока директором работал Николай Андреевич, в школе открылся музей, которому было тесно в школьных коридорах. Весной 86 года здание первой школы в селе радостно распахнуло двери музею традиционной алтайской культуры и быта. Всё оформление и раскладка экспонатов в музее, все стеллажи и стенды выполнил сын Николая Андреевича - Юрий. Я помню, как собирались экспонаты: весть о том, что у нас будет свой музей, что каждый может принести и сдать своё, воодушевили и взрослых, и детей. В книге "Археологические памятники Усть-Канского района" есть фотографии наиболее ценных археологических экспонатов с указанием имен, принесших их. К каждому экспонату есть краткие объяснения. Многие мои сверстники и сегодня могут похвастаться, что какой-то экспонат принес он, где взял, рассказать о владельце оного и многое другое.

В тот же, юбилейный 1975 год, в центре села, начали строить Парк Победы. По фотографиям и по памяти вспоминается, что все это организовал Николай Андреевич. 9 мая 1975 года состоялся праздничный митинг, при этом выступали с трибуны, на лицевой стороне которой была доска с именами фронтовиков и картина с изображением советского воина-освободителя с Трептов-парка. После митинга взрослые, школьники и молодежь села занялись посадкой деревьев в парке. В школе, в колхозе, вообще везде, всё приобретало какие-то значимые черты после прихода Шодоева. Стали происходить изменения внутри нас самих, сейчас я так думаю, это был процесс самоидентификации в нас, мы стали сознавать себя частью народа и своей востребованности в обществе как носителей истории своего народа. Мы начали гордиться отцами фронтовиками, радоваться трудовым достижениям близких и родных людей, будь тот односельчанин или родственник. В школе устраивались встречи с фронтовиками и тыловиками, эти встречи и рассказы о войне остались в памяти навсегда. Помню, мама моего одноклассника Миши Мендешева рассказывала, как они в войну пахали на быках, коровах, при этом показывала на другого моего одноклассника Валеру, чей отец в шестилетнем возрасте был при ней седоком. Я даже представить не могла, как Бачиков Байлу Байлагасович мог быть мальчиком, это же пятидесятилетний мужчина, передовой чабан, отец Валеры. Такие вот детские ассоциации. Другой фронтовик, дед моей одноклассницы Надежды, рассказывал о своем боевом прошлом, его немецкая денежка достоинством 100 марок, тарелка со свастикой и ложечка с рельефной ручкой лежали на стеллаже под стеклом в коридоре, которые были подписаны "Военные трофеи Б. Кабанина". Все это невольно мотивировало нас знать историю войны. На картах мы искали города-герои, места сражений и просто какие-то топонимы, которые упоминались в рассказах взрослых людей. На уроках, теперь уже географии, Николай Андреевич как-то непринужденно преподносил сложные темы геологии, народонаселения, этнографии и другие, опираясь опять же на местный материал. Приносил окаменелости, где были следы доисторической флоры и фауны, в учебнике указывал на рисунки с похожим сюжетом, это тоже нас подталкивало к стремлению все знать. Вызывал нас на спор, в котором мы почти всегда проигрывали. Помню спор о роли религии и атеизма в науке. Суть спора заключалась в объяснении пищеварения крупного и мелкого рогатого скота, мораль спора, что образованному человеку надо и это знать.

В первые годы моей трудовой деятельности Николай Андреевич проявлял интерес ко всему, чем я занималась, будь то педагогический прием или метод, исследовательская работа моих учеников или мое выступление перед односельчанами. Почти каждый раз оказывал практическую помощь, поправлял, если что не так. Мои первые ученицы, которые занимались историческим краеведением (О. Матина, А. Кадышева, Ч. Кокулекова), наверное, помнят, как мы в воскресные дни напролет сидели у Николая Андреевича дома и слушали его, переписывали из альбомов и тетрадей нужную информацию. Те исследования, конечно, не тянут на научный труд, скорее пересказ того, что мы узнали от краеведа, но это были шаги в науку, пусть робкие, но самостоятельные, под наставничеством Учителя. В настоящее время столько времени вряд ли кто уделит посторонним, в то же время совершенно бесплатно.

Всегда, приходя к Николаю Андреевичу, нахожу поддержку и понимание. В год столетнего юбилея алтайского писателя и журналиста И.В. Шодоева, чье имя носит наша школа, родные и близкие, учителя нашей школы инициировали установить памятник в Парке Победы села. Новое начинание, отсутствие опыта и многое меня настораживало. Архитектор Н.В. Мерушев сделал из глины макет, мы с Николаем Андреевичем поехали посмотреть, похож ли Иван Васильевич на рельефное изображение. Николай Андреевич с первого взгляда начал щепкой водить по поверхности сооружения и начертал несколько линий, дал указание, как-будто всю жизнь этим занимался. Мы еще несколько раз ездили к скульптору, пока мой наставник и учитель не одобрил проект.

Когда в очередной раз прихожу в сельский музей ли, домой ли к своему учителю и наставнику, я всегда ощущаю радость и желанность наших встреч, и каждый раз ухожу подзаряженная новой книгой или информацией, над которой Николай Андреевич работает. Полистав словари, каждый раз удивляюсь, какой неустанный труд выполняет этот человек, каждый раз доказывая, что у каждого народа есть, что показать остальным. Во всем этом он один единственный такой.

Еще один штрих: наши с Шодоевым покосы были рядом, почти всегда к нему на покос приезжали с просьбой, чтобы он открыл музей, встретился с научными сотрудниками или просто с туристами, и он без каких-либо претензий уезжал. Вот такой преданный своему делу человек-уникум. В этом он тоже неповторим.

Автор: Н.ТАЙТЫКОВА


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1022

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика