Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Усть-Канского района (аймака) республики Алтай

649450, Республика Алтай, Усть-Канский р-н, с. Усть-Кан, ул. Первомайская, д. 2
телефон: +7 (38847) 2-21-82
e-mail: golosv@list.ru

В гордом молчании богатырей

Кто он – воин без лица? О чем молчат застывшие изваяния Кезер-таш? Такими вопросами, наверное, не раз задавались посетители выставки "Наследие" в национальном музее.

Свои работы под таким общим и звучным названием на суд зрителей представил молодой художник Аржан Ютеев. Большую часть из них занимают образы Укокской принцессы, эпических героев, шаманов и духов гор. Как говорит сам автор, связующая нить с родом, предками неразрывна, а того, что течёт в крови, – не отнять. Он потомок великих тюрков и гордится этим…

После летней жары сплошное удовольствие оказаться в прохладных залах музея. Здесь 21 июня открылась персональная выставка Аржана, которая собрала огромное количество посетителей. Как говорится, "яблоку негде было упасть". Под вспышки фотокамер телефонов, фотоаппаратов, в "истории" Инстаграма попали удивительные авторские работы. Желающие могли (и могут!) приобрести буклеты, репродукции картин, футболки с их изображениями на память. Художника можно поздравить – это настоящий успех. Для читателей нашей газеты Аржан охотно согласился рассказать о каждой представленной работе более подробно. В свою очередь "проиллюстрируем" их отрывками из знаменитого эпоса "Маадай-Кара", которые приходят на память при соприкосновении с творчеством художника.

"Девяносто косичек её до пят спускаются, семьдесят кос её по земле-Алтаю волочатся…"

Выставку открывает триптих "Цветы Алтая", посвященный алтайским девушкам. Две из них изображены спиной, одна посередине смотрит прямо на зрителя. В этих статных фигурах с гордо поднятыми головами угадывается общая черта характера наших женщин. "Это выдуманный образ, наверное, моя будущая жена", – улыбаясь, шутит автор об этой красавице. Как оказалось, перед нами дипломная работа Аржана, на которую ушло почти полгода. Поначалу художник знал недостаточно о традиционной одежде алтайцев, а также накосных украшениях. "Поэтому в первых работах могли быть ошибки", – отмечает он. Сейчас автор больше времени уделяют чтению именно о культуре, традициях своего народа. На самом деле в триптих включены еще две работы с изображениями девушек, играющих на комусе и топшуре. Но из-за слишком большого объема они не были представлены. В этом же зале висело еще несколько картин. По традиции, мы пошли "по ходу солнца" и направились в следующий зал.

"Лицо алыпа как красный пожар, дыхание коня как белый туман..."

"В этом помещении находятся работы, связанные с нашим наследием", – сказал Аржан. Мы переместились в мир героических сказаний о богатырях, девушке-воине Очы-бала. В числе первых – образ алыпа Амыр-Санаа. С лицом, которого почти не видно из-за шлема он мужественно стоит в окружении сотни острых копьев. Как рассказал автор, он намеренно не изображает лиц баатыров. В то же время не углубляется в историю. Пишет то, что чувствует и каким видит образы в голове. То же самое он говорит о картинах, где изображены языческие шаманы. Часть этих работ под названием "Шаманская мистерия" была представлена на персональной выставке Аржана Ютеева в Берлине. Судя по отзывам, и организаторы, и зрители мероприятия остались под большим впечатлением. Правда, некоторых испугали мистические картины. Они будто не существуют сами по себе, у них есть свои духи.

"Под руки ведущие семьдесят кезеров рядом стоя, говорили: "Ээй-ээй, наш богатырь…".

Застывшие богатыри вновь без лиц. Все они написаны авторской техникой с помощью красного карандаша. Много ли времени уходит на одну работу? По словам художника, он ежедневно посещает филиал Российской академии художеств в г.Красноярске (у Аржана заключен контракт с данным учреждением, остался еще один год). Правда, в отличие от тех, кто работает по восемь часов в день, его график существенно разнится. Порой он может писать картины до глубокой ночи. Самыми первыми его критиками являются родители. По мнению автора, именно от отца ему передались творческие способности. Старший брат художника также хорошо рисует, но не стал развивать свой талант. Всего в семье Ютеевых четверо богатырей-сыновей, из них Аржан самый младший. К слову, портрет отца художника также представлен в этом зале. Он изображен в триптихе "Сказители", в руках его комус.

"На лунно-солнечном Алтае мирно-спокойно живите, счастливой жизнью…"

После мистического зала мы вновь оказались там, откуда пришли. Помимо изображения алтайских девушек здесь привлекает внимание картина "Генезис". На ней создан образ знаменитой Укокской принцессы. Автор представил её в образе красивой алтайской женщины, несмотря на мнение археологов, с неевропейского типа внешностью. Он вновь прислушался к своему сердцу, ему пришло именно такое видение. На другой работе, в триптихе "Тишина" изображена вполне реальная девушка – одногруппница Аржана. Выразительное лицо с закрытыми ушами на одной ("не слышу зла"), устами на другой ("не говорю зла") и глазами на заключительной серии ("не вижу зла") олицетворяет собой буддийскую философию о недеянии плохого и отрешенности от неистинного. Это одна из первых работ Аржана Ютеева. Всего в его коллекции собрано около 40 картин за четыре года. Мастер считает этого недостаточным, в будущем планирует освоить новую технику и готовить инсталяции. Свои картины он создает во время прослушивания музыки, надев большие наушники. В них звучат алтайские песни и горловое пение.

"…Принесла бронзовый тажуур, похожий на коричневую гору, невыгорающую от солнца…"

После триптиха "Тишина" мы оказались возле картины с символичным названием "Наследие". Девочка, держащая в руках тажуур (кожаный сосуд) олицетворяет собой связь с прошлым и будущим. "Дети – это наше будущее, хочу продолжить эту серию", – говорит автор. Еще на нескольких полотнах изображена эта же юная красавица со своей сестрой – это портреты любимых племянниц художника. Сразу после этой серии привлекает внимание триптих "Мистерия", написанный яркими красками. Здесь прослеживается связь с работами известных художников – Сергея Дыкова и Амыра Укачина. И это неслучайно. Именно они являются учителями, наставниками молодого мастера.

В самом конце зала представлена очень колоритная картина "Легенда". Волчица оскалила клыки, за ней прячутся дети. Она является своего рода защитницей, оберегом выставочного зала. Кто-то может подумать, что это тотемное животное художника, связанное с его родом. Однако Аржан представитель сеока ара, а эта работа неразрывна с древней историей всех могучих тюрков.

"Цели своей я достиг, - сказал. "К чему стремился, того добился", - сказал.

Большая удача посмотреть выставку вместе с её автором. Конечно, художник рассказал не всё. А, может, и не нужно пытаться раскрыть неизведанное. Наверное, стоит еще раз побывать в музее, прислушаться к безмолвию героев мастера, полюбоваться таинством этих картин. И если Аржан Ютеев глубоко погружен в этот неизведанный потусторонний мир, то нам остается ненадолго соприкоснуться с ним. Через его творения, овеянных мистической связью с бытием нашего народа.

Автор: Ай-Тана ТОРБОКОВА


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 712

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика