Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Песчанокопского муниципального района Ростовской области

347570, Ростовская область, с.Песчанокопское, ул.Суворова, 14
телефон: +7 (86373) 9-19-65
e-mail: kolos2.maks@yandex.ru

29 июля - День ВМФ

"Жалею об одном - что не остался по контракту"

Дмитрий Иванович Зиновьев из села Песчанокопского был призван в армию в мае 1974 года. Попал на Морфлот.

Полгода провел в учебном отряде, получил профессию машинист­-трюмный и два с половиной года ходил в плаванье на дизельной электрической подводной лодке 641­-Б. Длина ее -­ 91,3 метра, ширина корпуса ­- 7,4 метра. Экипаж без малого сто человек, капитаном корабля в то время был Владимир Николаевич Прокопенко.

Далеко не каждый человек сможет служить на подводной лодке. Требуются хорошее здоровье, физическая подготовка. Но главное ­- человек должен обладать высокими моральными качествами. Ведь подводники длительное время находятся в замкнутом пространстве и должны управлять своими эмоциями. Строгая комиссия, которая отбирала новобранцев для службы на флоте, увидела в Дмитрии черты характера, которые позволят ему стать настоящим моряком.

Кстати, одновременно с Д. Зиновьевым служил его земляк ­- Сергей Иванович Павленко из Развильного, он был электриком. В армии землячество ценится особенно высоко, часто сослуживцы поддерживают отношения и после службы. Вот и Дмитрий Иванович по сей день общается с Сергеем Ивановичем. А уж поздравить друг друга с Днем Военно­-Морского флота -­ это святое.

Но вернемся в год 1974­-й. Началась служба новоиспеченного подводника в Севастополе, а уже 25 декабря 1975 года экипаж подлодки отправился в подводное плавание по Средиземному морю. Там пробыли долго. Заходили в Египет, где в то время располагалась наша морская база. Потом ушли в Атлантический океан, дошли до Прибалтики и оттуда -­ в город Полярный. И с апреля 1976 года по май 1977 года прослужил Д.И. Зиновьев за Полярным кругом.

­- Наша лодка принимала участие в эксперименте ­- 90 суток автономного плавания, т.е. не заходя на базу для пополнения провизии и воды. Раньше самый большой срок был 30 суток. Мы задачу выполнили, ­- рассказал Дмитрий Иванович.

Как-­то, по воспоминаниям моряка, экипаж получил приказ идти к острову Крит, тогда на нем располагалась военная база американцев. Около острова советская подлодка кружилась более 30 дней, выслеживая передвижение их подлодок. Засекали время, когда они выходят и когда возвращаются на базу. При этом сами все это время оставались незамеченными.

­- Мы целый месяц жили в режиме "Тишина", -­ рассказывает Дмитрий Иванович. ­- Выключаются любые шумовые приборы, кондиционеры не работают, никакие другие агрегаты ­- тоже, электрический двигатель делает эконом­ход, то есть лодка движется 3 км в час. Работают только гидроакустики, штурман и рулевой. В самой подлодке становится очень душно. Нам выдавали спецодежду из тончайшего хлопка, но и это не спасало. Было очень жарко. Чтобы зарядить аккумуляторы, мы всплывали, но как только на горизонте появлялась какая­-то помеха ­- чужой корабль, к примеру, экстренно погружались. Глушили дизеля, задраивали все люки и уходили под воду. Проходит время, помех нет, снова всплываем ­- делаем дозарядку. В такой обстановке ни одному матросу нельзя допустить ошибку: от каждого человека зависит жизнь экипажа.

В тот раз задание было выполнено безукоризненно.

Но в дальних походах бывает всякое, случилась как­-то и внештатная ситуация. Однажды подлодке нужно было резко уходить на глубину. Чтобы понять этот процесс, нужно немного знать ее устройство. Сверху подлодку покрывает прочный корпус, затем идет внутренний, легкий корпус, а между ними находятся цистерны главного балласта. Они расположены под номерами и делятся на группы ­- носовая группа цистерн, кормовая и центральная. Цистерны продуваются, вода выходит, и лодка всплывает. И наоборот ­- заполняются цистерны водой ­- идет погружение. Так вот, заполнение их водой и выдувание ее насосами должны быть равномерными. На каждом отсеке стоят клапаны вентиляции. Чтобы заполнить цистерну для погружения, с помощью этих клапанов выпускали воздух из цистерн. В надводном положении они застопорены, чтобы их не открывали. При срочном погружении все они должны быть открыты. И вот пришел приказ ­- срочное погружение! Но один стопор не вытащили из клапана вентиляции, лодка начала крениться на нос. Корма получилась пустая, т.к. одна емкость не заполнена, а нос ­- тяжелый. И подлодка полетела вниз. Надо сказать, что погружается она стремительно. Это секундное дело. Десять секунд, и она на глубине 200 метров. Пришлось продувать цистерны и всплывать. Стали искать причину. Дмитрий Иванович пошел по отсекам и обнаружил, что в шестом отсеке из девятой цистерны стопор не вытащен. Затем уже погрузились нормально. Никто не пострадал.

Что и говорить, подводная лодка ­- это как огромный живой организм, где от каждого члена экипажа, выполняющего свою функцию, зависит общее благополучие.

­- Когда на север пришли, мне полгода оставалось служить. В это время нашего мичмана перевели в Севастополь, и я до дембеля служил старшиной команды на мичманской должности. У меня в подчинении было два отделения. На мне была система погружения и всплытия. Это и деферент подлодки, крен на нос, на корму -­ специальные выравнивающие цистерны, насосы...

Для тех, кто не служил на флоте, эти названия ни о чем не говорят. А для подводника они ­- как возвращение в ту жизнь, в родной экипаж.

Несмотря на все сложности и трудности подводной службы, Д. Зиновьев жалеет, что не остался по контракту. Все­-таки кто служил на флоте, навсегда остается моряком в душе.

Автор: Наталья Алфимова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 381

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика