Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Азбука Хохломы

Краеведческий проект. Продолжение

Иванова Евдокия Николаевна

Иванова Евдокия Николаевна родилась 10 августа 1952 года в деревне Малое Карпово Ковернинского района. Путь художника хохломской росписи начинала в 1971 году в художественном цехе д. Шалимово (подсобные промыслы колхоза им. Ленина). Первым наставником стала Анна Максимовна Которова. После трёхмесячных курсов была переведена на самостоятельную работу. В 1981 году перешла на работу в художественный цех колхоза им. Ленина в д. Сухоноска. В начале 90-х её, как одного из лучших художников, переводят в творческую группу. В 2007 году вышла на заслуженный отдых. 35 лет отдала хохломскому промыслу. За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР награждена в 1986 году бронзовой медалью ВДНХ СССР. В 2009 году отмечается медалью лауреата ВВЦ. В 2010 году Евдокии Николаевне Ивановой присвоено почётное звание "Заслуженный художник РФ".

Кисти в хохломе особенные, их изготавливают сами мастера из хвоста белки. Они упруги, эластичны, позволяют наносить и очень тонкие линии и мазочки, и широкие, сочные мазки. Любимыми кистями мастер дорожит, никому не одалживает, ведь каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке.

Колорит хохломской росписи строится на сочетании золота с киноварью и чёрным цветом. Сочетание красного и чёрного цветов с золотом фона было любимо ещё живописцами Древней Руси. Подобные хохломским сочетаниям цвета встречаются в иконе и фресках, в книжной миниатюре, в росписи церковной утвари и деревянной посуды. Этот строгий классический колорит мастера хохломы умело и тактично дополняют введением зелёного, коричневого, жёлтого и оранжевого цветов, сохраняя при этом гармоничную цельность цветовой гаммы.

Красильниковы - одна из самых знаменитых династий в хохломском промысле. Многие десятилетия, начиная со второй половины XVIII века и до первой трети XX века, традиции росписи по золоту в семье переходили от старшего поколения младшему. О том, что в семье всегда красили, говорит и фамилия мастеров. Свой род Красильниковы ведут от Анисима. Его дело продолжил сын Иван Анисимович. Больших успехов в промысле достигли его дети Михаил и Фёдор.

Мастерство художников было замечено и высоко оценено членами царской семьи. Восхищённая творчеством народных мастеров императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова (1831 – 1901) золотыми часами с дарственной надписью "За своё искусство и представленные государю императору вещи".

Сыновья Михаила Ивановича Василий и Иван имели свою мастерскую, и работали сообща. В 1919 году братья один за другим умерли от брюшного тифа.

Самыми знаменитыми и авторитетными мастерами хохломы из рода Красильниковых стали Степан Фёдорович (1889–1937) и Фёдор Фёдорович (1899–1940). С их деятельностью связано становление современного искусства хохломы, организация кооперативных артелей, строительство цехов, участие мастеров на выставках в Москве в 1936 году, в Парке культуры и отдыха, и в 1937 году на выставке "Народное творчество", развернутой в залах Государственной Третьяковской галереи. В 1928 году, к шестидесятилетию А.М. Горького, художники расписали в подарок писателю более ста уникальных хохломских изделий, предметов мебели: письменный стол с чернильным прибором, кресла, диван, стулья, полки для книг. А.М. Горький высоко оценил этот подарок: "Ими я ежедневно любуюсь, а итальянцы от них в восторге". В 30-е годы по инициативе братьев С.Ф. и Ф.Ф. Красильниковых в Новопокровском была создана общественная мастерская на 35 человек. Здание возводилось также под их руководством, по проектам братьев, стало образцом для строительства цехов в соседних деревнях: Кулигине, Хрящах. Они взяли на себя обучение без всякой оплаты молодёжи, терпеливо вводили их во все сложности горячей окраски. Их ученики составили в дальнейшем костяк художественного коллектива художественного цеха Новопокровского проколхоза им. Сталина.

Из этих учеников вышли такие замечательные мастера, как Федор Бедин, Александр Тюкалов, Иван Смирнов, Андрей Тюкалов, Яков Красильников и многие другие. Обучились секретам хохломской росписи представители пятого поколения Красильниковых: Акиндин, Константин – сыновья Василия, дети Федора Фёдоровича: дочери Ирина и Евгения, сын Николай (1918 г.р.) – участник крупнейших выставок 30-х гг., талантливый хохломский мастер погиб в бою в 1944 году, похоронен в Тверской области. Художником стал и сын Степана Фёдоровича – Павел, который работал художественным руководителем Сёминской промартели "Хохломский художник". Акиндин Васильевич Красильников внёс неоценимый вклад в дело сохранения истории хохломского промысла, он автор книги "Золотая Хохлома" (рассказы о народном искусстве), которая вышла в свет в 1979 году. Акиндин Васильевич рос и воспитывался в семье крупнейших мастеров хохломы, в его памяти сохранились уникальные по своей ценности воспоминания о многих событиях в истории промысла, он лично знал всех мастеров хохломы 20-30-х гг. Его рассказы воссоздают атмосферу сложной жизни хохломских мастеров в условиях прошлого.

Красить – в старину так говорили, вкладывая в слово то значение, которое со временем стало второстепенным, - то есть красоту наводить, раскрашивать; сегодня скажут не "красить", а "расписывать".

Красильщик. По толковому словарю С.И. Ожегова - это рабочий, занимающийся крашением, красильным делом. Новый этап в истории кооперации начался в годы НЭПа. В 1922 году Нижегородский губисполком поставил задачу помочь хохломским мастерам объединиться и вырваться из-под гнёта скупщика. Была организована система государственной закупки кустарной продукции. В 1923 году в д. Шабоши организовано товарищество "Красильщик". В 1924 г. отделение "Красильщика" создано в д. Кулигино. В 1925 г. – в Новопокровском, Хрящах. Правление товарищества обеспечивало кустарей полуфабрикатами, маслом, красителями.

В 1925 г. в Нижнем Новгороде открылся кустарно-художественный отдел Верхневолжского отделения Госторга, охотно скупавший по хорошей цене изделия с хохломской росписью. Заниматься художественными промыслами стало выгодно. И к 1927 г. в товарищество "Красильщик" уже входили кустари из 140 хозяйств четырнадцати деревень (Шабоши, Хрящи, Кулигино, Новопокровское, Сёмино, Скородумово, Виноградово, Мокушино, Роймино, Трутнево, Язвицы, Дурандино, Художиха, Воротнево), около 300 человек. Благодаря созданию товарищества кустари вышли из кабалы у скупщиков и охотно вступали в товарищества, видя выгоду общественной организации. В 1929 г. началась сплошная коллективизация. Наилучшей формой коллективного хозяйства была признана артель, т.е. объединение, где не только сбыт продукции, но и ее производство осуществлялись на общественных началах. Сбытовые товарищества начали упраздняться. Черёд "Красильщика" пришёл в 1930 году. Кустари вступали в промколхозы и промартели.

В. Смирнова,

заведующая сектором МУК МВЦ "Отчина"

Автор: Юлия Каменьщикова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 335

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика