Мы продолжаем рассказ о национальном проекте "Образование", в данный момент – о региональном проекте "Молодые профессионалы". В его рамках проходит модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также существенное обновление материально-технической базы до 2024 года. О том, как в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы РФ "Развитие образования" ГБПОУ РМ "Краснослободский аграрный техникум" получил субсидию для создания мастерских по компетенциям "Геномная инженерия", "Агрономия", "Сити-фермерство", "Ветеринария", "Эксплуатация сельскохозяйственных машин", мы уже рассказывали. Сегодня более интересно, как техническое сопровождение проекта на самом высоком уровне меняет сам процесс обучения студентов. Ведь нужно не только освоить, но и преподавать в новой мастерской, прежде всего, самому его заведующему. Итак, знакомьтесь!
М.И.Курашкин. Он родился и вырос в семье преподавателей, окончил Учхозскую школу и магистратуру института механики и энергетики по специальности "Агроинженерия". С 2018 года учится в МГУ имени Н.П.Огарева в аспирантуре по специальности "Технология, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве". С 2017 года Михаил Иванович пошел по стопам родителей, став преподавателем по своему прямому профилю спецдисциплин – "Механизация сельского хозяйства" Краснослободского аграрного техникума. С вводом нового оборудования, полученного по нацпроекту, М.И.Курашкин стал осуществлять подготовку будущих специалистов по направлению "Эксплуатация сельскохозяйственных машин".
- От вступления учебного заведения в нацпроект у нас всех только положительные ассоциации, - рассказывает Михаил Иванович. - Прошел курсы повышения квалификации. Новое оборудование позволит нам улучшить практическую подготовку квалифицированных кадров. На это, собственно, направлен нацпроект – на подготовку молодых профессионалов. Полученная сельскохозяйственная техника уже успела поработать на полях нашего учебно-производственного хозяйства. Ребята были в восторге от возможности сесть за штурвалы всех технических новинок. У всех есть желание изучить их более подробно. Интерес у молодежи – большой, студенты загорелись от радости приобщения к чему-то новому и качественному. Все – молодцы, понимают, что смогут это изучить и стать специалистами в своей области. У нас идут лекционные, комбинированные и практические занятия. Что важно, студенты на занятиях получают знания и навыки которые необходимы в практической деятельности. Одна из тем – "Проверка и регулировка форсунок на работоспособность". Большой интерес и к такому новому стенду для регулировки топливной аппаратуры. Есть определенный ажиотаж в деле шлифовки головок и блоков, двигателей внутреннего сгорания. Со студентами не просто изучаем, но и пробуем саму шлифовку. Очень интересно. Нет резона подробно и поэтапно доказывать ребятам, насколько это нужно и важно, так как у всех есть дома в гаражах мотоциклы и различные автомобили. Каждый преследует свой личный интерес познать на деле весь процесс, чтобы самостоятельно это проводить. Я же сам рад, что только у нас в районе есть оборудование по регулировке и проверке топливной аппаратуры системы Common Rail. Мы его изучаем подробно, освоим все нюансы в процессе. По сути, оно запущено, но профессионализм приходит только со временем. Мы всех студентов готовим одинаково.
- Со вступлением в нацпроект мы получили современные мастерские, то есть мы сделали не просто шаг вперед, а идем в ногу со временем, - продолжает М.И.Курашкин. -Станут ли все выпускники молодыми профессионалами? Покажет время. База одна, но разница в тяге к знаниям есть у студентов. Важна личная заинтересованность. Но ответить на ваш вопрос я смогу лишь в 2021 году, когда у нас в техникуме состоится первый демонстративный экзамен по компетенциям и модулям. Готовимся сделать первый выпуск студентов в формате демонстрационного экзамена по методике WorldSkills - новой системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях. С помощью новой техники и оборудования мы можем уже сейчас "задавать планку" для подготовки специалистов высокого уровня и формулировать требования к выпускникам образовательных учреждений. Мы готовимся к этому очень серьезно, по сути, вступаем в новую эру подготовки и выпуска квалифицированных кадров. В перспективе именно практические навыки и компетенции Worldskills будут применяться на демонстративных экзаменах, которые будут принимать независимые эксперты с отраслевых предприятий. Задания трудно сравнить с ответами на билеты. В течение нескольких дней студенты будут выполняют такие же задачи, что и участники чемпионатов WorldSkills. Теория сведена к минимуму - она лишь подкрепляет действия, которые нужно выполнять в реальных условиях на реальном оборудовании. Несомненно, участие техникума в данном нацпроекте до 2024 года, это благо не только для развития учебного заведения, совершенствования учебного процесса преподавателями, но и для производства района. В общем, наша задача - готовить не просто молодого конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового работать бок о бок с умными аппаратами и робототехникой, постоянно расширять свои знания.
От себя добавим. Автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в рабочих кадрах нового типа, способности которых измеряются компетенциями, а не дипломами и грамотами. Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году. В тот период техникумы, несмотря на попытки реформ, по-прежнему казались многим низшей образовательной ступенью, которую проходят только те, кому не удалось поступить в вуз, плохо сдал ЕГЭ. Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)". К 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. Чтобы не потерять конкурентоспособность, до 2024 года страна должна перейти в цифровую эпоху, о которой сегодня говорят и власти, и бизнес. Ключевая проблема - острая нехватка кадров для digital-трансформации. Вырастить их в нужном количестве можно только перестроив систему профобразования. Поэтому "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" устанавливают новые стандарты современных рабочих профессий, меняют экзаменационную систему в техникумах, колледжах и вузах, а также выступает связующим звеном между работодателями и молодыми сотрудниками.
Светлана РЕПНИКОВА.
P.S. Всё больше профессиональных сфер нуждаются в "движке", который помог бы перестроиться и адаптироваться к условиям новой экономики.