В период пандемии все россияне разделились на два лагеря - одни честно соблюдали режим самоизоляции, другие разрешали себе небольшие или, наоборот, очень большие послабления, подвергая себя опасности. Причин для попадания в "списки нарушителей" карантина краснослободчане называли множество, в частности, многим просто надоело сидеть дома без дела. Удивительно, но самоизоляция напрямую показала проблемы с самозанятостью каждого. Ведь есть те, кто даже в столь сложных условиях, свободно работал. Например, фермер Александр Платонов из с.Пригородное призыв властей и врачей соблюдать режим самоизоляции: не выходить на улицу без острой необходимости, ограничить контакты с другими людьми и соблюдать все рекомендации по профилактике вирусных заболеваний, предложенные медицинским сообществом, понял буквально – "Ваша жизнь – в ваших руках. Лучше не подвергать себя опасности, сведя контакты с людьми к минимуму и больше работая на своем приусадебном участке и личном подворье".
- Всю весну я не сидел без дела, - рассказывает фермер. - Работал круглосуточно. Лично не ощутил, что такое карантин. Начало самоизоляции у меня совпало со стартом горячего сезона в производстве. В самом начале весны мы заложили яйца в инкубаторы. Погода неустойчивая сложилась, пришлось сжечь немало природного газа, чтобы создать идеальные условия для появления птенцов на свет и их сохранности. По условиям гранта минсельхозпрода РМ, я должен ежегодно увеличивать производство, поэтому в этом году мое фермерское хозяйство произвело 8000 птенцов, гусей, уток, индюков и бройлеров. Два последних вида стало больше в общем числе, так как с ними легче работать. Продажи цыплят начались с середины марта. Пик продаж пришелся на май, когда установилась теплая погода.
Все партии птицы у А.Платонова были расписаны по заказчикам. Успех сезона-2020 в птицеводстве он связал с множеством факторов. Во-первых, в этом году, поработав над ошибками прошлых лет, фермер выбрал для себя оптимальные породы птицы, которые на его взгляд быстро и хорошо растут. Верность этого шага подтвердили клиенты, которые закупив первые партии, вернулись через месяц за новыми, в восторге подтверждая дружный рост молодняка. К слову, среди новых клиентов оказались соседи постоянных покупателей, которые видели подрастающих цыплят под своими окнами ежедневно. В 2019 году Платоновы искали хорошего поставщика яиц методом проб и ошибок, в 2020 – выбрали самого надежного, и вместе с клиентами получили превосходный результат.
Во-вторых, помог бренд и маркетинговый подход. Раньше с каждым клиентом у Платонова уходило много времени на объяснения по поводу выращивания молодняка. В этом году из-за пандемии он делал упаковки с бирками, разработал каталог и фирменные визитки "Птичий двор", к каждой партии птенцов прикладывал также и свои рекомендации по выращиванию молодняка. И люди делали все по инструкции: звонки с вопросами и жалобы свелись к нулю.
- В том, что самоизоляция, карантин – это точки личного творческого и производственного роста стало понятно именно в этом високосном году, - продолжает рассказ А.Платонов. - Работники сельского хозяйства стали героями невидимого фронта. Их необходимость, как воздух, станет еще более очевидна для каждого уже в будущем, когда продуктовая безопасность страны выйдет на первый план. Вот яркий пример этому. Перед началом самоизоляции, когда один москвич закупил у меня на подворье 60 банок тушенки и 50 - каши. Одни земляки запасались у нас едой по-крупному, другие, например, бизнесмены из Лос-Анжелеса, нас ободряли, посылая сообщения: "Будущее за АПК и фермерством". Доказательством этому стала мощная поддержка министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
- Мне, как фермеру, по электронной почте пришли все официальные разрешения для осуществления своей деятельности и даже пропуск на автомобиль для передвижения, - подытожил Александр. - Мы им не воспользовались. Сами не рисковали, соблюдали все санитарно-эпидемиологические требования. Яйцо привезли нам сами поставщики. А молодняк на "ура" разобрали покупатели, что сами за ним приезжали. Из-под полы не работали. Все контакты свели к минимуму, и получили наилучший результат. Карантинные меры повлияли на рынок, а мы и раньше трудились в самоизоляции, поэтому ничего нового для нас не возникло. Сарафанное радио сработало отлично: мы по телефону выстраивали очередность. У птичников не было выбора, многие ехали к нам и брали то, что было в наличии. Конечно, могли бы продать больше молодняка, но нет огромных площадей для его разведения.
Сейчас у А.Платонова сезон продаж молодняка заканчивается. Но самоизоляция фермера продолжается плодотворно. На откорме находится 300 голов индейки на мясо, фермер продолжает заниматься откормом птицы и производством колбасы фуэт. Думает, куда ее сбывать, увеличивая производство этого деликатеса. В начале года его продукция целую неделю бесплатно рекламировалась на радио "Монте-Карло". Такова награда за победу финалистам конкурса "Бизнес-лидер Мордовии". А вот за победу во всероссийском конкурсе Центросоюза "Хлеб – ты мир" Александр Платонов получил 116000 рублей, которые направил на покупку куттера для измельчения и перемешивания мяса. Из такого фарша колбаса теперь получается в десятки раз быстрее. Производительность -20-30 килограммов мяса за раз, а продажа колбасы – 200-250 "каталок" в месяц.
Такая вот победительная арифметика. Поэтому фермер из Пригородного сейчас разрабатывает новые бизнес-планы для участия в мировой интеллектуальной игре начинающих фермеров из российского союза сельской молодежи и в кадровом форуме "Приоритеты роста-2020". Цель – найти новых единомышленников, а призовой фонд направить на строительство нового производственного корпуса. Такую же уверенность в завтрашнем дне Александр Платонов передает и предпринимателям и жителям Мордовии, тем самым показывая важность развития птицеводства на своих подворьях и работы на закрытой территории, чтобы обеспечить семьи дешевым мясом.
К примеру, директор сети столичных молодежных кофеин "Кофе-лайк" Сергей Колесников, перестроился, купив по-дружески у А.Платонова в начале и в конце весны по 30 птенцов. На вторую партию бизнесмен решился, когда первая скоро подросла. Молодые предприниматели на своем примере дают серьезный повод начать что-то новое или забытое старое другим людям. Сейчас Александр Платонов разрабатывает франшизу, по которой будет давать консультации по созданию такого же бизнеса, как у себя. Учитесь, когда много свободного времени!
Светлана РЕПНИКОВА.