В годы войны она являлась частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Из Красноярска техника уходила на Запад, на фронт.
- Когда начинаешь изучать материалы, рассказывающие об истории Красноярской воздушной трассы, то понимаешь, какой подвиг совершили люди. Не только летчики, которые, рискуя жизнью, преодолевали путь над тайгой в несколько тысяч километров, но и те, кто строили эту трассу, -- сказал заместитель главы города Сергей Кочан на пресс-конференции, посвященной 75-летию АЛСИБа. – Взлетно-посадочные полосы были построены в течение десяти месяцев, хотя сегодня специалисты говорят, что для выполнения такой работы требуется не менее пяти лет. Это действительно трасса мужества.
Для сведения:
К началу 1940-х годов пилотами Енисейской авиагруппы Главного управления Северного морского пути совершались успешные длительные перелеты в арктических условиях протяженностью до 2000 км. Помимо летчиков, в городе имелись необходимые специалисты – диспетчеры, метеорологи. Также в Красноярске был универсальный аэродром, который принимал любой тип техники. История АЛСИБа началась 9 октября 1941 года, когда постановлением Госкомитета обороны строительство по линии Уэлькаль – Красноярск было поручено управлению Гражданского военного флота. А через год, в октябре 1942 года, пошёл первый перегон. Последние воздушные судна прошли по трассе в 1945 году. В 1946 года она была официально закрыта.
Вячеслав Филиппов – один из первых, кто стал заниматься темой Красноярской воздушной трассы.
- Интерес к истории АЛСИБа стал просыпаться, когда на станции Крючково был найден упавший в годы Великой Отечественной войны самолет вместе с останками членов экипажа, -- поясняет сотрудник музея военно-инженерного института Сибирского федерального университета. – Но до 1994 года информация по трассе была засекречена. Активная работа по данной теме началась с 2002 года.
- Маршрут воздушной трассы был очень сложный: это 6306 километров от Фербенкса (США) до Красноярска через Чукотку, Колыму, Якутию, летали при экстремальных погодных условиях, -- говорит исследователь истории АЛСИБа, член общественной палаты Красноярска Александр Южанников. -- За годы работы Красноярской воздушной трассы с 1942 по 1945 год в Красноярск было перегнано 8094 самолета. Не все судна доходили до места назначения, случились аварии, люди гибли в страшных катастрофах. Мы обязаны сохранить память об этих героях.
С тех пор было сделано немало: появилась экспозиция в музее Лицея № 11, были перезахоронены останки героев-летчиков на Троицком кладбище -- за зданием Мемориала Победы теперь находится мемориал в память о погибших лётчиках, вышло несколько книг и фотоальбом по истории трассы. В этом году на уличной галерее "На подмостках", рядом с ТЮЗом, открылась экспозиция, посвящённая истории АлСиба - фотографии времён Великой Отечественной войны. Одно из знаковых событий этого года состоится 10-11 ноября в библиотеке СФУ. Там состоится научно-практическая конференция "75 лет авиаперегоночной трассе "Аляска-Сибирь". В рамках конференции пройдут презентации книг и документальных фильмов об истории Красноярской воздушной трассы.
Источник: http://yarsk-info.ru/content/obschestvo/ispolnyaetsya-75-let-so-dnya-otkryitiya-krasnoyarskoj-vozdushnoj-trassyi/
В апреле 2017 года в США стартовали праздничные мероприятия, посвящённые 75-летию с момента открытия воздушной трассы Аляска — Сибирь и начала поставок американских военных самолётов в СССР, сообщало ТАСС. В мае 2017 года в Музее авиации в Анкоридже прошла торжественная встреча, на которой присутствовали генконсул РФ в Сиэтле Валерий Тимашов, местные власти, общественники, а также российская делегация из Красноярска — конечного пункта перегона.
Валерий Тимашов в своей приветственной речи отметил, что "программа ленд-лиза и трасса АЛСИБ стали потрясающим примером взаимодействия СССР и США по достижению единой цели — победы над общим врагом".
На встрече присутствовал Майк Хант, единственный из оставшихся в живых лётчиков, которые перегоняли военные самолёты с завода в Монтане на Аляску, в городок Фэрбенкс, где эстафету принимали уже советские лётчики. В их задачу входила доставка самолётов на территорию СССР. В Сибири для этого было построено и реконструировано 15 аэродромов, включая красноярский, откуда самолёты распределялись по фронтовым аэродромам.
На праздничном мероприятии в Анкоридже присутствовали также лётчики Авиационного фонда "Браво-369", которые два года назад повторили маршрут АЛСИБа.
В рамках юбилейной даты 6 мая на военном кладбище города Форт-Ричардсон на Аляске прошла также поминальная служба по советским лётчикам, погибшим во время перегона.
А накануне Дня Победы в Фэрбенксе состоялась церемония возложения венков к монументу советским и американским лётчикам АЛСИБа.
В ноябре памятные мероприятия, посвящённые 75-летию трассы, пройдут также в Красноярске.
Источник: https://www.russkiymir.ru/news/224374/