Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Красное знамя». Главный редактор Оксана Витальевна Павлюкова. Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Красное знамя».

663740, п. Абан, ул. Советская, 56
телефон: редакции (8-39163) 22-5-28
e-mail: redflag56@rambler.ru, krasnoeznamia@mail.ru

Путешествие в подземный мир

6 – 7 октября группа учащихся под руководством Т.А. Аношенко и А.Т. Путинцева совершила традиционную экскурсию в пещеру Манского района "Большая Орешная".

Эта поездка входила в план воспитательной работы школьного туристcко-спортивного клуба "ВеСтра", работающего на базе Абанской СОШ № 3.

Данный природный объект уникальный в своем роде. Конгломератовая пещера является крупнейшей в мире.

В состав группы в этом году вошли учащиеся 7 "Б" и 7 "А" классов. К сожалению, в этом году, с введением новых правил перевозки школьников, в туристическую группу не смогли попасть все желающие ребята.

Поздно вечером мы прибыли в село Верхне-Есаулово, где нас встретил наш давний друг Алексей Юрьевич Варюшин, земляк, турист, бард, ветеран педагогического труда и просто хороший человек. Алексей Юрьевич любезно пригласил нас переночевать к себе в дом. После сытного ужина Алексей Юрьевич спел нам несколько песен под гитару из своего репертуара концертной программы, которую он готовил для своего выступления в г. Красноярске. В такой необычный вечер спать не хотелось.

Подъем был ранним. Вся команда уже в 6.30 была готова к походу. Из села Верхне-Есаулово мы отправились в населенный пункт Орешное. Само название пункта говорит о том, что здесь очень много кедра. А какая красота открылась перед нами по дороге! Между холмами (начало Саян) течет не одна речка. Самая большая из них, воспетая в стихах и песнях, – река Мана. Холмы покрыты хвойным смешанным лесом, похожим на яркое пестрое покрывало. Красочный осенний лес поднимал нам настроение.

Путь до склона был недолгим, но уже вызвал массу эмоций. Погода выдалась как по заказу, солнечная и тихая. С хорошим и бодрым настроем мы прибыли к склону. У подножия стоял указатель, напоминающий о том, что именно здесь находится вход в пещеру.

Увидев склон, кто-то испугался, кто-то обрадовался, а кто-то расстроился, что подъем будет нелегким. Вход в пещеру находится на высоте 200 метров над уровнем воды (речка Таёжный Баджей). Но все смело двинулись вперед. Вскоре путешественники, довольные первым преодолением, стояли у входа, получая последние инструкции от опытных спелеологов – Алексея Юрьевича и Александра Тимофеевича Путинцева, идейного вдохновителя и организатора нашего путешествия.

И вот она, манящая своими загадками "Большая Орешная". Проводником в мир подземелья стал наш Алексей Юрьевич. Со склона хребта под землю уходит наклонная галерея. У самого входа в пещеру нас встретили "подшипники" – очень узкие проемы, сквозь которые можно передвигаться только ползком. Через 10 метров развилка: слева от галереи находится грот "Спальный", а вправо – ход, по которому попадаем в узкий лаз – "Сквознячок". Затем идем по высокой щелевидной галерее, своды которой покрыты мондмильхом – пещерным молоком.

Мы прошли небольшой маршрут, всего около 4 км подземного царства, но за это время побывали в семи гротах: "Обвальный", "Грандиозный", "Колокольный", "Разведчиков", "Тур", "Арка", "Мокрый". И переход от одного к другому требовал преодоления разных препятствий. Мы ползли на четвереньках, а иногда и на животе, поднимались по скользким камням. С продвижением вперед накапливалась усталость, преодолевать которую помогала взаимовыручка.

Самым интересным оказалось посещение гротов-музеев. А сколько необычных изделий из пещерной глины, сделанных руками спелеологов, мы увидели! Конечно, и мы внесли свою лепту, слепив глиняные фигурки.

В двух гротах обнаружили дневники, в которых туристы делают записи о своём пребывании в пещере. Здесь были спелеологи из Томска, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья. Мы тоже оставили "свой след" в этих дневниках.

Алексей Юрьевич рассказал нам легенду о девушке по имени Нина. Когда-то она заблудилась в пещере, и больше ее никто не видел. Говорят, что ее дух ходит по темным коридорам пещеры и иногда можно услышать ее шаги. Мы выключили свои фонари и в кромешной тьме выслушали эту печальную историю. В полной тишине казалось, что дух пещеры общается с нами, рассыпая звуки падающих капель воды. Еще мы впервые попробовали подземную воду. Кроме наших проводников Алексея Юрьевича и Александра Тимофеевича, мы были впервые в таком походе.

Эмоции и восторг переполняли наши души. Мы увидили своими глазами как накипи пещерной воды за тысячи лет превращаются в сталактиты и сталагмиты. Мы словно побывали в другом измерении, настолько всё увиденное казалось нам загадочным.

Мы были горды, что прошли этот путь от начала до конца.

Прошедший день был насыщен эмоциями, сюрпризами и невероятными приключениями. Мы устали, но никто из нас так и не заснул по дороге домой. Конечно, все вспоминали о прошедшей экскурсии.

Хочется выразить слова благодарности директору нашей школы Н.П. Путинцевой, которая помогла с организацией поездки, и Алексею Юрьевичу Варюшину – за теплый прием и сопровождение в пещеру. Нам хочется поблагодарить и водителя автобуса Николая Александровича Белянина. Благодаря ему наш путь был комфортным и безопасным.

Автор: Участники поездки. Фото предоставлено Александром Путинцевым.