Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Лиманского муниципального района Астраханской области

416410, Астраханская область, п.г.т. Лиман, ул. Ленина, 44
телефон: +7 (85147) 2-26-44
e-mail: limvestnic@astranet.ru

В душе каждого ребёнка

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми сейчас приобретает особое значение. Об этом — беседа с директором МКОУ "Промысловская основная общеобразовательная школа" Г.В. ЕВТЕЕВОЙ.

-На августовской конференции вы поделились с коллегами опытом работы с одарёнными и высоко мотивированными детьми. Как удаётся в небольшой сельской школе выявлять таких детей?

-Далеко не каждый человек, а особенно ребёнок, способен реализовать свои способности самостоятельно. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать и развить их, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Основной идеей нашей работы с одарёнными детьми является объединение усилий педагогов, родителей, общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала ребят.

-У вас существует система работы с талантливыми детьми. Каково её содержание?

-Прежде всего, она включает в себя выявление таких детей. Мы анализируем особые успехи и достижения ученика. У нас создан банк данных по талантливым и одарённым ребятам. Диагностируем потенциальные возможности детей. Стараемся обеспечивать преемственность между начальным и основным образованием.

Второй этап — это помощь одарённым учащимся в самореализации: создание ситуации успеха и уверенности через обучение и воспитание, организация внеурочной деятельности, формирование и развитие сети дополнительного образования, научно-исследовательской деятельности, участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Очередной шаг — это контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников: за знаниями в рамках учебной деятельности, за обязательным участием талантливых детей в конкурсах разного уровня.

Далее следует поощрение одаренных детей: публикации в СМИ, на сайте школы, награждение стипендиями главы МО "Лиманский район", главы администрации МО "Промысловский сельсовет".

Непременно ведётся работа с родителями одарённых детей (психологическое сопровождение, совместная практическая деятельность), а также - с педагогами (семинары и педсоветы по вопросу работы с одарёнными детьми, повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, стимулирование).

Мы взаимодействуем с другими учреждениями для создания благоприятных условий развития одарённости. Например, со школой искусств в Лимане, сельскими культработниками, сельской библиотекой в рамках внеурочной деятельности.

Применяем и такие формы развития одарённых детей, как: работа в парах, в группах, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, творческих заданий, дискуссии, игры, создание портфолио, проектная и исследовательская деятельность, спецкурсы, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям.

Всё это приносит положительный результат. Наша школа на протяжении нескольких лет является победителем районной спартакиады школьников, занимает первое место в рейтинге основных школ района по итогам муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников, традиционно наши ученики - победители и призёры районных и областных конкурсов чтецов, "Живой классики", "Золотого ключика".

Опыт показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант.

-Как она ведётся в начальной школе?

-Она включает два направления: через учебный процесс и внеурочную деятельность. Учителя начальной школы, сами люди творческие, увлечённые своим делом – Надежда Викторовна Лысенко, Лариса Тюрбяевна Церенова, Гульжан Галимовна Савиденова, Марина Александровна Подобедова стремятся создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка. Приобщают детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами, побуждают учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверке.

Ежегодно в октябре проводится школьный этап олимпиады среди учащихся начальной и основной школы. Практически все ребята начальной школы участвуют в предметных олимпиадах, одноклассники с удовольствием соревнуются между собой. Ученики 1-4 классов активно принимают участие в различных олимпиадах: "УЧИ.РУ", "Юный предприниматель", "Олимпиада "Плюс" по математике, "Русский с Пушкиным", в межпредметной олимпиаде "ДИНО олимпиада", также в конкурсах-играх "Русский медвежонок", "Кенгуру".

Увеличилось число и учащихся старшей школы, принимающих участие во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах: "Олимпус", "Альбус", "Пятёрочка", всероссийские молодёжные предметные чемпионаты, всероссийский конкурс "Интеллект-экспресс", международная олимпиада по основам наук, конкурс-игра по ОБЖ "Муравей".

-На августовском совещании прозвучало, что замечательные результаты получены школой по итогам прошлого учебного года в рамках внеурочной деятельности по подготовке детей к конкурсам разного уровня, участию в проектах. Расскажите, пожалуйста, об этом.

-По направлению "Проектная деятельность" учащиеся 1-4 классов успешно защитили исследовательские проекты на районной научной практической конференции "Люблю тебя, мой сельский край" (два первых и одно третье место). Ребятами 2 класса выполнены две коллективные работы на конкурсы. Статья на тему "Поможем птицам зимовать", например, заняла 1 место в областном конкурсе "Наши птицы". Отмечена была и коллективная работа учащихся 1 класса.

За прошедший учебный год нашими учащимися получено 11 дипломов 1-3 степеней Прикаспийского телевизионного фестиваля-конкурса юных маэстро "Золотой ключик", 41 диплом творческого конкурса "Сохраним природу родного края!", организованного КАСПНИРХ. На областную выставку творчества юных фотолюбителей "Мой фотомир — 2017" было представлено 8 работ, одна работа отмечена дипломом 3 степени. В областном конкурсе рисунков и произведений живописи, посвященном 300-летию Астраханской губернии, "Рисую родину мою" участвовало 11 наших учеников. В итоге ими завоёвано 5 дипломов 1-3 степеней. В областном творческом конкурсе "Наши птицы" в рамках экологических акций "Покормите птиц зимой" и "Каждой птичке по домику" - 53 участника, на конкурс "Хрустальная роза" отправлены 22 работы…

По итогам прошлого учебного года награждены 46 из 70 учащихся начальной школы за активное участие в различных конкурсах. Это говорит о систематической работе учителей с детьми, имеющими творческий и интеллектуальный потенциал.

Выявив одарённого ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя–предметника. Работа с одарёнными детьми, позитивно мотивированными на учёбу, традиционно ведётся по всем учебным предметам. По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, эссе, заметок, поэтических произведений, которые размещаются на сайте школы, самостоятельное чтение не предусмотренных программным материалом произведений с последующим обсуждением). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.

Участие в математических фестивалях, конкурсах "Кенгуру", "Алгоритм", "Родное слово", "Ёж" формирует определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объём знаний и расширяет кругозор.

Традиционно наши дети участвуют в различных конкурсах по изобразительному искусству, информатике, выставках технического творчества, всероссийских конкурсах, различных дистанционных конкурсах. Вся работа с одарёнными детьми проводится на уроках и во второй половине дня. Учителя школы считают, что участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д. Стимулирование такой работы педагогов производится через баллы, премирование.

-Каковы конкретные результаты участия в конкурсах и олимпиадах учащихся вашей школы?

-Если в 2014 году в районных конкурсах участвовал 61 человек, то в 2017-м — 81. Если в 2014-м победителей областных конкурсов было 23, то в текущем году — 94.

Одним из направлений работы с одарёнными детьми является участие их в олимпиадах. Традиционно проводятся все запланированные предметные олимпиады школьного уровня, победители которых участвуют в районных предметных олимпиадах.

Результат районного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017 году: 8 победителей и призёров. Победительницей районного этапа стала Татьяна Рындина (9 класс) - по физической культуре. Призёрами олимпиад стали Ирина Ефремова (8 класс, русский язык, 2 место), Элиза Замылина (7 класс, литература, 2 место), Виктор Струков (7 класс, технология, 2 место), Анастасия Шалгина (7 класс, технология, 3 место), Мария Церенова (8 класс, технология, 3 место), Александр Воронцев (8 класс, технология, 3 место; физкультура, 3 место).

С 2013 года наша школа на первом месте среди основных школ района по результатам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

-Галина Викторовна, мне запомнилось высказывание Василия Александровича Сухомлинского, которое стало красной нитью вашего выступления на педагогической конференции: "В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". Очень правильные слова.

-Да. Работа педагога, а особенно с одарёнными детьми, — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, социумом и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости. Об этом точно высказался Сократ: "Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться". В этом и заключается учительский профессионализм.

Автор: Юлия Бабакова

По этой теме: Лиманский районучителяшколаАстраханская область

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1218

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика