Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Лиманского муниципального района Астраханской области

416410, Астраханская область, п.г.т. Лиман, ул. Ленина, 44
телефон: +7 (85147) 2-26-44
e-mail: limvestnic@astranet.ru

Семейная реликвия

- Очень хочу, чтобы культура, традиции, язык народа были сохранены, - говорит Ю.С.-Г. Джанджиев и делает для этого всё, что может.

Активист буддийской общины села Проточного, он стал одним из организаторов строительства Ступы на том месте, где до депортации калмыцкого населения был хурул.

- На это святое место старшие приходили, чтобы совершать обряды, приводили детей и внуков. Теперь наша задача — передать потомкам знания о корнях и истории, - заметил Юрий Сангаджи-Горяевич.

Он бережно хранит память о своих предках, факты из их непростой жизни, примеры огромного трудолюбия, силы духа, стойкости, порядочности. Вырос в большой калмыцкой семье, был последним, десятым ребёнком. Рассказывает, что родители Сангаджи-Горя и Отхан Васкеевна жили в селе Дамбур занимались разведением скота. Отец до революции учился в буддийской школе, находившейся где-то между Песчаным и Оля. Прошёл полный курс, поэтому знал религиозные тонкости, правила, умел проводить обряды. Но в безбожные времена об этом молчали, молились дома, зажигали лампады, хранили веру в тайне. Берегли старинную икону "Цаган Ав".

- Это редкостная икона, как мне сказали, - говорит Юрий Сангаджи-Горяевич. - Белый Старец на ней не сидит, как обычно, а стоит. Ещё у нас есть очень старые мантры. Икону и мантры отец передал мне, а я передам своим сыновьям.

Вера помогла родителям выжить в изгнании. Во время Великой Отечественной войны отцу дали "бронь", ловил рыбу для фронта. К моменту депортации в 1943-м растили четверых сыновей (1932-го, 1934-го, 1942-го и 1943-го годов рождения). Беда пришла в дом неожиданно. На пороге появились военные и велели собираться в дорогу. Мама испугалась. Толком ничего не взяли, только документы да немного одежды. Шагнули в страшную неизвестность, хватили лиха по дороге в Тюменскую область. Настрадавшиеся, голодные, замерзающие сидели на распределительном пункте и ждали решения своей участи, когда вдруг Отхан Васкеевна, в окружении сыновей, державшая на руках грудничка, не то во сне, не то наяву услышала стук копыт и увидела старца в белом халате, с длинным кнутом, на белом коне. "Отхан, не бойтесь! Вы все вернётесь домой", - уверенно сказал всадник. После этих слов многодетная мать вновь оказалась в тяжёлой реальности, но теперь в душу пришло спокойствие за будущее, появились силы подстраиваться под обстоятельства и покоряться судьбе.

Отца направили на лесоповал. Перед отъездом глава семьи смог обменять что-то из вещей на швейную машинку, она очень помогла близким выжить, так как супруга хорошо шила. Первое время ютились в бараке, потом построили домишко. Он, кстати, цел до сих пор. Люди удивляются, как тут помещалась большая семья. Жители Тюменской области сначала встретили приезжих настороженно, но потом подружились, стали помогать.

Юрий родился в 1957-м, а в следующем году семья уже заново обустраивалась на малой Родине, только в селе Проточном, так как Дамбур исчез.

- Родители очень хотели вернуться, считали, что надо жить только на родной земле. Поехали назад при первой возможности после выхода указа о реабилитации, - рассказывает Ю.С.-Г. Джанджиев. - Папа работал чабаном в колхозе "40 лет Октября", мама воспитывала детей. Колхоз помог с материалами для строительства дома. Ни разу не слышал, чтобы родители ругали судьбу или власти, а ведь выпало перенести немало. Наставляли нас жить в мире, не держать обид, никого не обижать, не воровать, поступать правильно, соблюдать религиозные обряды, праздники. У нас очень дружное село, есть люди разных национальностей. Но большинство составляют русские и калмыки. Испокон веков повелось уважать друг друга, вместе отмечать все праздники. Калмыцкие Цаган Сар и Зул, русские Масленица и Пасха и другие важные события объединяют всё население. Как это хорошо! Вера и общие дела сплачивают народы. Ступу строили всем селом, независимо от вероисповедания и возраста. Идея строительства принадлежит земляку Александру Сергеевичу Микуляеву (сейчас живёт в Калмыкии), он решал многие организационные вопросы. Председатель нашей буддийской общины Валентина Сахаевна Эрднеева вела финансовую и бухгалтерскую отчётность. Большой вклад в строительство внёс Василий Павлович Чекаев из Промысловки. Работали под его руководством. Он построил уже 11 ступ: 8 в Калмыкии и 3 в райцентре. Откликнулись все сельчане. Помню, как до слёз расстраивались дети, когда кому-то не находилось поручения. Если религия — это личное дело человека, то сохранение культурного наследия — дело общее.

У Юрия Сангаджи-Горяевича, искренне переживающего за будущее родной земли, много планов. Мечтает сделать мемориальную доску об основании 27 мая 1758 года села Дамбур. Начал собирать данные о земляках-участниках Великой Отечественной войны, чтобы увековечить их память, чтобы не пропало ни одно имя. Главной миссией для себя и других людей старшего возраста считает работу с молодёжью.

- Основа духовности закладывается в семье. Каждая имеет свою интересную историю, - замечает Ю.С.Г. Джанджиев. - Отец мало воспоминал о прошлом, больше я услышал от мамы. Но вот интересный случай, связанный с папой. Он рассказал, как его, маленького, носила на спине бабушка и приговаривала: "Ты проживёшь до 88 лет". Отец прибавлял, что Бог заберёт его в хороший день. Удивительно, но отец, действительно, умер в 88 лет, 28 октября 1992 года. Потом я услышал в передаче, что это благополучный день. Отец знал поимённо всех мужчин, ушедших из его хотона на фронт. Я пока установил 11 фамилий солдат, нашёл их родственников.

Заботясь о преемственности поколений, Юрий Сангаджи-Горяевич думает о потомках. Вместе с супругой Людмилой Сергеевной воспитал двоих сыновей Кирилла и Филиппа. Оба сейчас живут в Астрахани. Один — военный, получил высшее образование, второй — авиадиспетчер, заканчивает вуз заочно. Семьями пока не обзавелись. Родители хотят, чтобы сыновья строили свою судьбу, опираясь на духовные ценности. Молодым — беречь традиции и историю семьи, села, народа...

Автор: Юлия Бабакова

По этой теме: религияБуддизмЛиманский район

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1096

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика