Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Легендарная летчица Галина Брок-Бельцова о героизме девчонок, смерти товарищей и американцах

Легендарная летчица Галина Брок-Бельцова о героизме девчонок, смерти товарищей и американцах

Сегодня, 25 ноября, в Марий Эл с визитом приехала легендарная летчица Галина Брок-Бельцова, которая в годы войны вместе с другими девчатами училась летать на сложных военных самолетах на аэродроме возле Йошкар-Олы.

Сегодня в Йошкар-Олу приехала легендарная летчица Галина Павловна Брок-Бельцова, штурман гвардейского дважды орденоносного полка пикирующих бомбардировщиков имени Героя Советского Союза Марины Расковой. В годы Великой Отечественной войны, с 1943 по 1944 год, она вместе с другими юными совсем девушками училась управлять штурвалом самолетов на йошкар-олинском аэродроме «Павлово», где тогда располагался третий запасной авиационный полк.

Аэродром в то время находился недалеко от села Шойбулак. И сегодня здесь, благодаря сельской и районной администрации, учащимся и работникам школы, память о летчиках свято хранится. Возле образовательного учреждения еще в 90-е годы установлен памятник падающим летчикам, на кладбище стоит обелиск, посвященный погибшим во время учений летчикам-бомбардировщикам и мемориальная доска, которую установили совсем недавно среди могил двадцати погибших ребят.

- В школе мы провели большую работу по восстановлению памяти и истории третьего запасного авиационного полка, который базировался на аэродроме «Павлово», - рассказывает учитель истории Шойбулакской средней школы Мария Мошкина. – Там готовили летчиков, чтобы отправить их впоследствии на фронт. И случалось так, что во время испытаний бомбардировщики не могли справиться с техникой, падали и гибли. Их фамилии теперь высечены на мемориальных памятниках нашего села.

Именно в Шойбулак, на те места, где проходила часть военной молодости, приехала Галина Павловна в первый день своего визита в нашу республику. Она побывала на кладбище возле обелиска, возложив красные гвоздики, а после ее отвели к могилам ребят, рядом с которыми в далеком 1943 году она училась держать штурвал. Читая высеченные в граните фамилии (у некоторых неизвестными остались имена и звания), она вспоминала их. Каждого из двадцати. Повторяя: «Мы вас не забыли, мы с вами. Честь вам и хвала».

- Низкий поклон за то, что, память жива в ваших сердцах, - сказала Галина Брок-Бельцова, стоя возле обелиска погибшим летчикам. – Приятно, что единственные, кто помнит о героях запасного авиационного полка – это вы, йошкаролинцы. Это ваша республика Представляете, 1943 год. До победы еще далеко.. Вся страна напрягает силы, чтобы дать бой врагу. Это еще Сталинград не освободили, еще нет победоносного наступления. И здесь у вас третий запасной авиационный полк готовит летчиков, которые должны встать на смену погибшим. Здесь переучивались мальчишки. Двадцать из них покоятся здесь. Здесь переучивались девчонки – двадцать семь человек. Целая эскадрилья: девять летчиков, девять штурманов, девять стрелков-радистов. Все учились сначала на скоростном бомбардировщике. Потом на ТБ-3 – тяжелом бомбардировщике, потом на ПЕ-2 – пикирующем бомбардировщике - его называли «пешка».

Новые для того времени самолеты ПЕ-2 придумал авиаконструктор Владимир Петряков. Это была мощная, сложная техника. Галина Павловна вспомнила, как однажды в 1942 году пытались испытать «пешку» прибывшие в Казань летчики-американцы, профессионалы своего дела. Но у них плохо это плохо получалось. Один из них взлетел в небо, а сесть не может, потому что скорости у самолета, как летная, так и посадочная, большие. Семь раз пришлось американцу заходить на посадку. А когда ему это, наконец, удалось, он вышел из машины и сказал своему товарищу: «Не садись, не посадишь».

- А наши мальчишки переучивались. И девчонки, молодые и неопытные, вместе с ними. Но нас учили очень хорошие ребята. Поэтому у нас не было ни одной потери. Здесь двадцать наших друзей, - Галина Павловна повернулась к обелиску и начала вслух читать фамилии погибших. – Майор Ворожбянский, штурман полка. Он был зарублен винтом. Шел дать последние указания, и произошел несчастный случай. Старший лейтенант Левушкин, летчик. Он принимал участие в ремонте самолета. И вот, когда дело, вроде бы, подошло к концу, он попросил у старшего лейтенанта Бельцова, который и готовил нас, девчонок, дать ему возможность испытать отремонтированную технику и долететь до аэродрома. Колебался командир, но Левушкин его умолял. Разрешил. И старший лейтенант Левушкин на только что отремонтированном самолете разбился. Криворучко… Он погиб на пикирующем бомбардировщике.

А если самолет - «спарка» (двухместный вариант одноместного самолета для обучения пилотов)? Это еще сложнее. Галина Павловна вспомнила случай, когда во время учений командир девчат находился вместе с летчицей и штурманом в небе. И вдруг прямо в воздухе техника отказала. Самолет уклонился от взлетной полосы на неутрамбованную часть аэродрома, где не было твердого снежного покрытия. Самолет перевернулся, и командир оказался под ним. Летчица Тамара Русакова сделала подкоп в том месте, где находилась «спарка», чтобы к Бельцову поступал воздух. Когда его освободили, в первую очередь он сказал: «Меня спас глоток живительного воздуха».

- И так все были спасены. Девять экипажей подготовили, и они улетели на фронт. Потом эти девчонки, взращенные вашей землей, демонстрировали чудеса героизма. 32 героя Советского союза, в том числе девять экипажей-девчат.

Вспоминая о военном времени, Галина Павловна заметила, что тогда было время, когда человек собирал даже последние силы, чтобы выполнить приказ. Сначала - довести боевое задание до конца, потом умереть достойно, даже если уже смертельно ранен. 

- Девиз летчиков был такой: будем жизнью защищать отчизну, чтобы жизнь, как песню вспоминать, умирать с такою страстью к жизни, чтобы никогда не умирать.

На счету Галины Павловны 36 боевых вылетов, участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, она награждена орденами Красной звезды, Отечественной войны (первой и второй степеней) и медалями. Кроме того, Галина Павловна – почетный член Союза женщин летных специальностей «Авиатриса», вице-президент клуба «Авиатриса».

Больше фото смотрите в разделе "Фото/разное/Галина Брок-Бельцова" на сайте marpravda.ru.

http://www.marpravda.ru/news/religiya/legendarnaya-letchitsa-galina-brok-belskaya-o-geroizme-devchonok-smerti-tovarishchey-i-amerikantsakh/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 739

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ