Новеллой Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является статья 8.1
Она предусматривает применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).
В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 года № 197 предусматривает применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля в сфере труда. Указанное постановление вступило в силу с 01.03.2017.
В соответствии с указанным нормативным актом все работодатели отнесены к одной из пяти категорий, в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда жизни и здоровью работников, их трудовым правам, связанным с правом получения оплаты труда в установленный срок: организации с низким риском; умеренным риском; средним риском; значительным риском; высоким риском. Для организаций каждой категории устанавливается своя периодичность плановых проверок, при этом для организаций, отнесенных к низкому риску, проведение плановых проверок не предусмотрено.
К категории высокого риска работодателей относит главный государственный инспектор труда, в остальных случаях, кроме низкого риска, - главные государственные инспекторы труда в субъектах РФ. В случае отсутствия решения об отнесении работодателя к определенной категории риска, резюмируется, что ему присвоена категория низкого риска.
Кроме того, Федеральная служба по труду и занятости обязана до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте в сети "Интернет" установленную информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель наделены правом на подачу заявления об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
Посредством использования риск-ориентированного подхода при проведении проверок трудового законодательства предполагается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности, а также повышение уровня эффективности контрольно-надзорных органов.
Помощник Алейского межрайонного прокурора Д.А. Асташенко