Оформление домов блокированной застройки
Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает, что жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Законодательство не устанавливает каких-либо упрощенных процедур относительно строительства, реконструкции домов блокированной застройки, то есть должны применяться общие правила (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию). Единственным исключением является отсутствие необходимости проведения экспертизы в отношении проектной документации таких объектов. Соответственно, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные жилые дома блокированной застройки должны осуществляться на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является технический план объекта капитального строительства, подготовленный кадастровым инженером по результатам выполнения кадастровых работ.
Актуальным в учетно-регистрационной практике является вопрос о разделе уже существующего жилого дома на блоки и оформления прав на них.
Одним из возможных вариантов образования жилого дома блокированной застройки из жилого дома является его реконструкция. Документом, удостоверяющим выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие реконструированного объекта капитального строительства необходимым требованиям, в том числе разрешенному использованию земельного участка, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, на практике имеют место ситуации, когда жилое здание изначально было построено с признаками жилого дома блокированной застройки, то есть в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требуется. Подтверждение соответствия объекта признакам жилого дома блокированной застройки в данном случае должно быть отражено в заключении органа местного самоуправления. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.
Таким образом, независимо от способа образования блоков жилых домов в рассматриваемых ситуациях (в результате реконструкции или без таковой), для оформления жилых домов блокированной застройки в результате раздела жилого дома заявителями должны быть одновременно представлены заявления о прекращении прав на исходный объект, о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав жилые дома, являющиеся блоками жилого дома блокированной застройки.
Особо обращаем внимание, что правовой режим блокированных домов предполагает формирование под каждым блоком отдельных земельных участков с разрешенным использованием "блокированные жилые дома".
Л.Г. Докукина, начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, регистрации земельных участков Управления Росреестра по Алтайскому краю
"Обращение органов власти в Росреестр в интересах граждан и организаций"
Вступивший в силу с января 2017 года Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон) обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления обращаться в Росреестр для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в следующих случаях:
1. Органы, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
2. Если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки орган власти обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости. Например, при заключении договоров аренды, купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или при приватизации жилья.
При этом правообладатель не лишен возможности самостоятельно подать заявление о государственной регистрации своего права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки.
Важно отметить, что в данном случае независимо от того, кто выступит заявителем, подлежит уплате госпошлина за государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права либо сделки от имени правообладателя.
Если на государственную регистрацию документы подаются представителем органа власти, пакет документов также должен содержать платежный документ об уплате госпошлины от имени и за счет собственных средств правообладателя, за исключением государственной регистрации договора аренды, где орган власти выступает стороной договора.
Кроме того, положениями Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом обеспечивать проведение кадастровых работ, обращения в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В данном случае речь идет о ранее предоставленных земельных участках.
Представление документов соответствующим органом должно осуществляться преимущественно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта.
Процесс межведомственного электронного взаимодействия регистрирующего органа и государственных органов, органов местного самоуправления направлен на качественное оказание государственных услуг для граждан, обеспечение максимально сокращенных сроков при совершении учетно-регистрационных действий по любым объектам недвижимости: будь то многоквартирный дом или земельный участок садовода-дачника. Кроме того, для физических лиц и индивидуальных предпринимателей в этом случае на 30 процентов уменьшается размер государственной пошлины за регистрацию прав.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона установлено, что за непредставление указанных документов орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Главный специалист-эксперт
отдела регистрации объектов недвижимости
жилого назначения, регистрации земельных участков Патудина С.М.
Важность соблюдения обязательных требований в области геодезии и картографии при проведении кадастровых работ
Полные и точные сведения об объектах недвижимости собственники получают из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который формируют специалисты Росреестра. Одним из важных условий качественного ведения ЕГРН является обеспечение достоверности геодезических и картографических данных об объекте недвижимости. Эту информацию специалисты Росреестра получают от кадастровых инженеров, которые обеспечивают подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе, и оказывают услуги, установленные федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности". Реестр действующих кадастровых инженеров, в том числе и на территории Алтайского края, можно найти на портале: https://rosreestr.ru.
Исходные геодезические и картографические данные, служат основой для получе¬ния значений геодезических координат характерных точек, описывающих границы пространственного положения объекта недвижимости, а также картографических материалов, графически отображающих его местоположение. Эти параметры точности регламентируются нормативно-техническими документами по проведению таких работ. Ни один тип данных, содержащихся в материалах кадастрового учета объекта, не обладает такой уникальностью, как геодезическая (картографическая) информация об объекте.
Именно по геодезическим данным можно однозначно и точно идентифицировать объект недвижимости в правоустанавливающих документах.
Только геодезические данные могут служить достоверным свидетельством отсутствия грубых ошибок в установлении границ смежных объектов (участков) недвижимости, поставленных на кадастровый учет, или основанием для исправления при их наличии. Собственник недвижимости, получает от исполнителя кадастровых работ обусловленные договором подряда необходимые документы, в том числе межевой план, содержащий, пожалуй, наиболее важные сведения для правообладателя, — значения геодезических ко¬ординат точек границы своего участка, и, затем, передает их в установленном порядке в Росреестр для постановки на кадастровый учет и регистрацию прав.
Принимая документы, составленные кадастровыми инженерами, специалисты Росреестра на их основании ставят объект недвижимости на кадастровый учет, юридически закрепив все параметры этого объекта: его конфигурацию и площадь, местоположение в виде значений координат. После внесения сведений в ЕГРН изменить их можно будет, как правило, только по решению суда.
Вопрос-ответ:
- В чем важность проведения кадастровых работ и для чего необходимы точные значения координат границы земельного участка?
Отвечает Евгений Гергет, заместитель начальника отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Алтайскому краю:
- Полные и точные сведения об объектах недвижимости собственники получают из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который формируют специалисты Росреестра. Одним из важных условий качественного ведения ЕГРН является обеспечение достоверности геодезических и картографических данных об объекте недвижимости.
Только геодезические данные могут служить достоверным свидетельством отсутствия гру¬бых ошибок в установлении границ смежных объектов (участков) недвижимости, поставлен¬ных на кадастровый учет, или основанием для исправления при их наличии. Собственник недвижимости, получает от исполнителя кадастровых работ обусловленные договором подряда необходимые документы, в том числе межевой план, содержащий, пожалуй, наиболее важные сведения для правообладателя, — значения геодезических координат точек границы своего участка, и, затем, передает их в установленном порядке в Росреестр для постановки на кадастровый учет и регистрацию прав.
Принимая документы, составленные кадастровыми инженерами, специалисты Росреестра на их основании ставят объект недвижимости на кадастровый учет, юридически закрепив все параметры этого объекта: его конфигурацию и площадь, местоположение в виде значений координат. После внесения сведений в ЕГРН изменить их можно будет, как правило, только по решению суда.