Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Еженедельная общественно-политическая городская газета города Алейска

658130, г. Алейск, ул. Пионерская, 120
телефон: +7 (38553) 2-22-65, 2-25-55
e-mail: mayak@ab.ru

Кто в куклы не играл, тот счастья не знал

Во времена наших прабабушек было распространено изготовление народной тряпичной куклы, имевшей сакральное значение и являющейся оберегом для ее обладателя от рождения до самой смерти.

Сегодня этот промысел возрождает Светлана Жигулина, учитель русского языка и литературы

школы № 4.

От Пеленашки - к богатой коллекции

Впервые о народной кукле Светлана узнала от бабушки Марии Федоровны Жигулиной, уроженки села Урюпино. Первую маленькую тряпичную игрушку они делали вместе из платочка. Долгожительница передала внучке мастерство изготовления кукол-оберегов, хранительниц домашнего очага, научила вязанию, вышивке. Мама, технолог швейного производства, обучила дочь навыкам шитья. Все это не прошло бесследно. По прошествии десятилетий неожиданный случай подтолкнул учителя к возрождению народного промысла.

В центре эстетического воспитания детей "Песнохорки" в 2006 году Светлана Жигулина решила изготовить со школьниками, пришедшими на экскурсию, самую простую народную куклу - Пеленашку. Это произвело на юных мастериц огромное впечатление и вызвало неподдельный интерес. Тогда педагог и стала искать методические разработки, изучать литературу по теме. Начала давать мастер-классы в народной школе Алтая при АлтГУ. Вскоре ремеслом заинтересовались люди серебряного возраста: писатели, бывшие учителя, рабочие заводов... Народная кукла, по их словам, помогала жить и думать о хорошем.

Со временем мимолетное увлечение дало старт обширной коллекции, от которой веет теплом руки мастера, красочностью кукольных нарядов и разнообразием названий.

- Почти каждая кукла посвящена народному празднику, - поясняет Светлана. - Русские семьи были крепкими, потому что соблюдали множество народных традиций и передавали их от поколения к поколению.

Удивительный мир народного промысла

Светлана Жигулина ознакомила нас со своей коллекцией.

- Самая первая кукла-оберег, которую делала русская женщина, оберегала ее еще не родившееся дитя и называлась Кувадкой, - рассказывает мастерица. - Существует несколько ее разновидностей: Вятская, Томская, Среднерусская. Название идет от слога ку-ва, олицетворяющего рождение ребенка. Для старшей дочери 6-7 лет мать мастерила Пеленашку. Это прообраз пупса, малыша-голыша. Старшие девочки для младших братьев и сестер шили Зайчика на пальчик. А вот Крестец является прообразом мужчины. Когда девочки играли в дочки-матери, роль папы доставалась именно ему.

- Дети - трогательная тема в народном промысле, - отмечает Светлана. - Чтобы малышей оберегали ангелы дня и ночи, были созданы куклы-перевертыши, их клали в кроватку и поворачивали темной стороной ночью и светлой - днем. Когда в семье подрастал мальчик - мастерили тряпичного или солнечного Коня.

Если девушка собиралась замуж, просила благословения у мамы. Образ Матушкиного Благословения отразился в одноименной кукле. Современный аналог - это Крошечка-Хаврошечка. Но и бабушкино благословение тоже было необходимо. Из пенька березы и декоративных элементов получалась Берестянка.

Также на Руси существовали куклы-обереги семейного счастья и благополучия. Чтобы супруги не разлучались, им служила кукла Неразлучники. Иногда ее вешали на дугу свадебной тройки. В свадебный торт или пирог втыкали куклу Мировое древо, символ жениха и невесты.

Чтобы в молодой семье рождались дети, жена делала куклу Капусточку. Истоки поговорки: "Детей находят в капусте" идут с той поры. Когда дети подрастали, у женщины добавлялось много хлопот по домашнему хозяйству. В помощь ей делали куклу Десятиручку. Чтобы в доме были всегда добрые вести, хозяйки мастерили куклу с вологодским колокольчиком.

Символом неразрывной связи матери и ребенка являлась кукла Дочки-матери. В крестьянской семье считалось: чем больше детей, тем лучше. Они помогали родителям возделывать угодья, собирать урожай. Это отразилось в кукле Плодородие. Чтобы в семье царил достаток, делали Богатушку.

Народная кукла тесно отражает народные праздники. Перед Рождеством было принято колядовать с крупной куклой Колядой. После наступал светлый праздник Рождества Христова, и Рождественский ангел украшал новогоднюю елку или красный угол в избе.

После надо зиму прогонять, чтобы солнце поднималось высоко, прогревало землю. Для этого нужна кукла Спиридон-солнцеворот. К Сретенью 15 февраля, когда зима борется с весной, изготавливали Мартинички. Они должны были приближать март, весну, снеготаяние.

Пасху встречали с куклой Пасхальная голубка. Летом на Троицу крестьяне загадывали желания вместе с куклой Кукушечкой, которую вешали на березу. На Троицу самые полезные травы набивали внутрь кубышки Травницы. Она оберегала здоровье домочадцев весь год.

Осень - сбор урожая. Чтобы его сохранить, кормить семью, в красный угол ставили Богача и Крупеничку. Более современный вариант куклы, относящийся к началу XX века, это Рябинки.

Дети вырастали. Перед дорогой в большую жизнь матушка шила куклу Подорожницу, в мешочек которой клала щепотку соли и уголек из родного очага. Считалось, что в минуту отчаяния можно по запаху вернуться в отчий дом.

Как рождается произведение прикладного искусства

Каждая кукла имеет определенные особенности в технологии изготовления, исходя из народных традиций. Мастера говорят: с плохими мыслями за шитье не берись.

- Народная кукла должна лечить, заряжать добром и положительной энергией, - считает Светлана Жигулина. - Поэтому, когда берешься за дело, вкладываешь душу. Издавна народную тряпичную куклу шили без иголки, ниток и ножниц, но я отхожу от этих правил, потому что для восприятия современных детей желательно, чтобы кукла в своем одеянии имела элементы декора, привлекала внимание, побуждала к творчеству.

С 2018 года в школе № 4 в рамках духовно-нравственного направления реализуется внеурочный курс по народной тряпичной кукле. Начинали с младших школьников, сейчас к ним примкнули учащиеся среднего звена. Это подталкивает детей к более внимательному отношению к учебе, потому что учитель Светлана Владимировна в конце изучения темы по литературе может предложить детям оригинальное закрепление учебного материала. Например, когда школьники проанализируют рассказ Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой", учитель предлагает им вместе изготовить куклу Коня, которая поможет им совершать добрые поступки.

- Если бы не было в моей жизни народной куклы, я бы не нашла дорогу к детям, - подчеркивает учитель. - С помощью этого искусства стараюсь донести до учеников необходимость чтить и знать народные традиции.

Минут за 20 она вместе с детьми может сделать до десяти простейших кукол. Здесь не требуется много усилий, было бы желание. Например, чтобы изготовить куклу Пеленашку, потребуется лоскуток хлопчатобумажной ткани размером 40х40 или 20х20 см, кусочек ваты и ниточки.

Особенностью народных кукол является то, что все они без лица, лишены индивидуальных черт. Иначе кукла получила бы свою индивидуальность, значит, человек мог наделить ее добром или злом. Как говорится в сказке: "Не рисуй кукле глаза, а то она сама из дома уйдет".

- Я настраиваю детей: делайте куклу с добрыми мыслями, и тогда у вас все получится, - на прощание говорит педагог.

Автор: Ирина Симонова


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 944

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика