О готовности школ
За парты в новом учебном году в Алтайском крае сядут 280 тысяч учеников, рассказал Костенко. Это почти на пять тысяч больше детей, чем в прошлом. Причина увеличения числа школьников - миграционные процессы, считает министр образования. В том числе и внутренняя миграция, то есть жители алтайских сел стали переезжать в города. Так основная часть прироста, 4 тысячи человек, коснется именно городских школ.
- На следующий год, по нашим прогнозам, тоже ожидается прирост до 283-284 тысяч. А после постепенно начнется снижение в связи с особенностями демографической ситуации, - рассказал Костенко. - Это заметно уже и в нынешнем году: если в прошлом в школы края приняли около 31 тысячи первоклассников, то в этом году в первые классы идут 30,5 тысячи детей.
Свои двери для учеников откроют 1094 школы края, что на три больше, чем в прошлом году. Изменения в количестве школ связаны с тем, что две частные школы отозвали лицензии. При этом две новые школы открываются в сентябре в Барнауле. Также еще одно образовательное учреждение откроется в Волчихинском районе.
- 11 школ региона в настоящее время законсервированы в ожидании роста контингента обучающихся в селах, но за две малокомплектные школы в Первомайском районе – Сосновскую и Новокраюшкинскую – министерство рассчитывает "побороться" с районной администрацией, - сообщил министр образования и науки. - И еще восемь школ пока "условно приняты", поскольку находятся на капремонте до конца 2020 года.
Говоря о нашумевшей ситуации с Березовской школой Панкрушихинского района, построенной в начале 1960-х и никогда не знавшей серьезного ремонта, Максим Костенко сообщил: "Прокуратура проверила, сейчас мы ждем решения. Минимально достаточные условия в школе созданы с точки зрения и безопасности, и инфраструктуры". При этом он отметил, что в школе все же планируется провести капремонт, а решение о выделении 10,5 млн рублей было принято в конце июня.
– Мы за этот год проанализировали все школы Алтайского края и увидели, что практически 70 процентов зданий нуждаются либо в замене, либо в серьезном ремонте. У нас доминируют школы 1960-1970-х годов постройки и во многих из них никогда не проводили капитальный ремонт, - сообщил Костенко.
В школах края будет дополнительно введено почти 3100 мест. Это позволит разгрузить вторую смену, считает министр. Так, если в прошлом году во вторую смену учились 16,5% детей, то теперь - 15%.
Мы готовимся к очным линейкам
- В настоящее время мы надеемся, что линейки 1 сентября будут очными. Однако у нас есть несколько вариантов в зависимости от эпидемиологической ситуации. Как минимум, первоклассники придут на эти линейки, так как это важное событие в их жизни, - сказал Костенко.
Министр отметил, что в случае установления ограничений из-за пандемии коронавируса на линейки смогут прийти также школьники выпускных классов - девятых и одиннадцатых.
Пока регион находится на втором этапе снятия ограничений, введенных из-за распространения коронавируса.
Как будет организовано обучение детей
- Рассматриваются варианты и ступенчатого расписания, и перевода в некоторых школах во вторую смену. Мы представим школам основные типы организации учебного процесса, исходя из наполняемости школы, площади, их проектной мощности, - отметил Костенко. - Ступенчатое расписание – это когда уроки начинаются не ровно в 8:00, а так: 8:00, 8:15, 8:30, 8:45 и т.д. И таким образом, в течение часа – с 8 до 9 – разные параллели, разные классы заходят в школу. Такое расписание дает возможность при отмене звонков сделать скользящий график перемен и такой же график питания. Таким образом будет создано условие невозможности объединения больших групп детей.
- Второй способ: "Один класс – один кабинет". Для начальных классов он и так всегда один, для средней и старшей школы мы привыкли, что с 5-го класса у нас есть отдельные предметные кабинеты и классы по расписанию переходят из кабинета в кабинет. В данном случае школам предложено подумать над тем, что даже в старших классах учащиеся все равно будут находиться в одном кабинете, - объяснил министр. - Третий вариант – перевод сменности в двухсменный режим, там, где даже был односменный, а 10 и 11 у нас всегда учатся в односменном режиме – будем предлагать переводить на двухсменный.
- Больше всего напряжения, конечно, будет при организации учебы для начальных классов, отметил министр образования и науки региона Максим Костенко. - И в отношении их мы будем рассматривать вопросы, как еще более гибко подойти к этой системе. Например, один из вариантов – это перевод одного-двух предметов в дистанционное обучение. Мы будем предлагать для начальной школы такие предметы, которые называются "родной русский язык", "родная литература" - это так называемые предметы одного часа, которые возникли совсем недавно - мы будем предлагать их осваивать в удаленном формате. Это позволит и сэкономить время для детей, и разрядить нагрузку, которая возникает. А в некоторых случаях даже позволит вновь школам вернуться из шестидневки в пятидневку.
Все понимают, что в детском коллективе ношение масок на протяжении всего учебного дня сложно соблюсти. И детям, и педагогам будет рекомендовано ношение масок, но носить их в обязательном порядке обязаны только работники пищеблока школьной столовой.
Будет организован режим термометрии, в школах установлены дезинфицирующие средства, рециркуляторы и другое необходимое оборудование. На входе детям не только будут обеззараживать руки, но и подошвы обуви.
Задача по покупке дезинфицирующих средств и рециркуляторов прежде всего будет возложена на муниципалитеты.
Все вопросы с питанием детей были решены уже в апреле этого года
Все школы Алтайского края, после проверок готовности к переходу на горячее питание для начальных классов, распределили на 4 группы. К первой отнесли школы, где все было готово и никаких вопросов не было. Ко второй – те, где было несколько затруднений. Таких школ было порядка сорока. Третья группа – это школы, где есть вопросы к ремонту, а четвертая – учреждения, где оборудование в столовых подлежит замене или усовершенствованию.
- Вся эта работа была завершена уже в апреле. Но продолжали ее и летом, проводили ремонт и установку оборудования. Без сомнений, все начальные школы готовы дать горячее питание детям, - пояснил Максим Костенко.
Министр также добавил, что с первого сентября будет работать горячая линия по телефону и в Интернете по горячему питанию. Будет открыт отдельный ресурс, где родители смогут оценить питание своего ребенка.
В ближайшие дни в регионе будет завершена работа с Роспотребнадзором по составлению трех вариантов меню для завтрака и для обеда. Средняя цена за питание в школе в Алтайском крае, по данным Костенко, составляет 52 рубля в день.
Новейшее оборудование в сельские школы
Максим Костенко в ходе пресс-конференции озвучил, что в текущем году в сельской местности и малых городах региона создадут сеть из 42 центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Из федерального и краевого бюджетов выделено более 46 миллионов рублей на покупку оборудования по предметным областям "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности", организацию внеурочной деятельности.
В центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" поступят квадрокоптеры, 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, конструкторы, ноутбуки, тренажеры-манекены, электроинструменты, а также наборы мебели для коворкинга.
Более 241 миллиона рублей из федерального и краевого бюджетов направлены на покупку компьютерного, интерактивного оборудования для школ, учреждений среднего профессионального образования и центров цифрового образования детей "IT-куб". В организации поступило 185 многофункциональных устройств и 214 интерактивных комплексов. Планируется закупка 3800 ноутбуков. Оборудование необходимо для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, а также для реализации дополнительных образовательных программ по разным направлениям программирования.
Работа ведется в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", а также 10 инициатив Губернатора Алтайского края Виктора Томенко в сфере образования. Так, основной задачей инициативы "Новая школа Алтая" является создание современной образовательной инфраструктуры и внедрение современных технологий обучения.
"Земский учитель"
- Сегодня в школах Алтайского края образовательную деятельность ведут порядка 36 тысяч учителей. В регионе – около 30 незакрытых вакансий, преимущественно в школах краевой столицы. Хотя на 1 июля их было в разы больше - несколько сотен! – отметил министр образования.
Благодаря проекту, инициированному президентом страны, – "Земский учитель" 44 педагога на сегодняшний день заключили соглашения и трудовые договоры и уже осваиваются на местах. Это люди разных возрастов - от выпускников педколледжей и вузов до вполне профессиональных, которым уже за 50. Из них – 9 мужчин.
- У нас даже есть семейная учительская пара, переехавшая на Алтай из Новосибирской области, чтобы работать в одной из наших школ, - поделился в ходе пресс-конференции Максим Костенко. – 25 муниципалитетов сегодня встречают земских учителей из 13 регионов Российской Федерации, в том числе из Калининградской и Новосибирской областей, Приморского края и Республики Алтай. Мы этому очень рады! Говорим: добро пожаловать в нашу краевую педагогическую семью!
В целом укомплектованность кадрами в регионе 99%, сообщил министр. Этому способствует также программа поддержки молодых педагогов (на Алтае в прошлом году произошла индексация "подъёмных": для выпускников вузов – 250 тысяч рублей, педколледжей – 170 тысяч рублей). Кроме того, 30% муниципалитетов существенно повысили свои местные "подъёмные". Сегодня в крае всего лишь 8 муниципальных образований, в которых молодым учителям предлагают в качестве "подъёмных" 10 тысяч рублей и менее. Для сравнения: в Павловском районе – 120 тысяч, в Курьинском и Залесовском – по 100 тысяч.
В Рубцовске, Шелаболихинском, Советском и ряде других районах укомплектованность кадрами - примерно 95%. Максим Костенко выразил уверенность, что к началу нового учебного года эта проблема будет благополучно разрешена.