Победа ковалась не только на фронте. Тыл являлся мощной поддержкой Красной армии: кроме вооружения, в действующую армию поставлялась продовольственная и промышленная продукция. Связующей нитью между фронтом и тылом была железная дорога.
Газета "Маяк труда" .в военные годы рассказывала о трудовом рвении рабочих города и района, о том, как они помогали фронту. Производственные успехи железнодорожников были примером для остальных. Первого августа 1941 года газета писала:
- Коллектив рабочих и инженерно-технических работников станции Алейская 6-ю годовщину Сталинского дня железнодорожника встретил новыми производственными победами. За июль 1941 года станция выполнила план погрузки на 125%. В ответ на призыв вождя народов Сталина на всех участках среди железнодорожников развернулось социалистическое соревнование. Коллектив взял обязательство в дни Великой Отечественной войны до полного разгрома гитлеровских орд работать по-военному, чтобы вместе. с великой семьей советских железнодорожников .с честью выполнить задачи партии и правительства. В целом по погрузпункту июльский план по переработке грузов выполнен на 160%.
Железнодорожники не снижали темпов и высоких показателей в работе и в последующие военные годы. В газетной заметке "Дела патриотов" от 7 января 1942 года можно прочесть:
- Напряженными буднями живут работники коллектива пункта технического осмотра вагонов станции Алейская. В дни Отечественной войны они добились отправления поездов с нулевой утечкой воздуха из магистрали на 97% вместо взятых по обязательствам 95%.
Простои поездов под осмотром и ремонтом довели до 17,5 минут вместо 30 минут по норме. Путем расширения укрупненного ремонта добились минимальной отцепки вагонов от поездов. Лучшие образцы в работе показывают осмотрщики вагонов Д. Полукаров, Н. Хайманов, слесари В. Зюков, Е. Локтионов, смазчик, депутат городского Совета А. Ф. Чуйков и другие.
Рабочие пункта приняли активное участие в приобретении билетов денежно-вещевой лотереи и распространили на 3300 рублей, отчислили однодневный заработок в фонд обороны, оформили заем на 4530 рублей и сдали наличными 180 рублей.
Коллектив пункта технического осмотра вагонов включился в социалистическое соревнование и берет в новом году достигнутые успехи по отправке поездов с нулевой утечкой воздуха закрепить. Осмотр и ремонт вагонов также осуществлять быстрее нормы, ликвидировать отцепки вагонов от поездов. Вместо ушедших в Красную Армию мужчин подготовить слесарей, токарей, осмотрщиков из числа женщин-домохозяек.
Наравне с другими организациями и учреждениями посильный вклад рабочих стальных магистралей в Великую Победу состоял в перечислении денежных средств в фонд обороны.
- В Алейской дистанции пути с большим успехом прошел субботник, .в котором участвовало 450 человек. Весь заработок в сумме 2400 рублей отчислен в фонд строительства поезда-бани для фронта, - сообщала районная газета 22 января 1942 года. - Шесть тысяч рублей в фонд обороны собрал коллектив 20-й дистанции пути. Стахановцы: слесарь Яковлев, электросварщик Беликов, плотник Мединцев внесли по 40 рублей каждый, крестовщик Борисов внес 50 рублей на подарки своей родной Красной Армии.
По железной дороге отправлялись грузы с подарками воинам действующей армии. В одной из информаций в газете в 1943 году говорилось:
- В честь 25-й годовщины РККА по району подготовлены к отправке подарки: 288 пудов мяса, 345 штук битой птицы, 60 кг сала, 600 т колбасы, 2 тыс. литров молока, 670 кг сухарей, 500 т пряников и конфет, 140 кг меду, 165 кг сахару, 200 кг сливочного масла, 150 кг табака, 500 пачек папирос и другие подарки. Особенно активно проходит сбор подарков в колхозах Васильевского и Безголосовского сельсоветов.
Алейская станция пути в военное время не только отправляла грузы на фронт, но и принимала эшелоны с ранеными воинами Красной армии, которые лечились в эвакогоспиталях. В грозные дни войны наша страна находила средства и возможности для заботы о детях-сиротах. Алейск принял Ленинградский детский дом № 26. Детей разместили на жительство в здание народного суда по улице Давыдова. Всего за годы войны в район прибыло по железной дороге 1906 человек из оккупированных врагом территорий.
Проект "Под черным крылом войны" осуществляется при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.