К делу обеспечения безопасности дорожного движения настоящий страж дорог относится честно, без наигранности, но с нужной долей жизненного прагматизма.
Его портрет заносили на Доску почета в родном городе, дважды – на Доску почета УВД края. Имя Федора Кригера среди самых достойных – в энциклопедии "Лучшие люди России" наряду с Президентом страны Владимиром Путиным. Поклявшись сорок лет назад верно и достойно служить своему государству и его народу, подполковник до сих пор держит торжественное обещание.
К двум звездам на погонах
А началось все после службы в армии в подмосковной Кубинке, где Федор Кригер возил командира полка. Не только рост и стать выделяли сибирского парнишку среди других солдат, но и убеждение – к любому делу нужно относиться предельно добросовестно. Предложение остаться служить в Вооруженных силах страны было весьма заманчивым, но душа Федора рвалась домой.
Вернувшись в родное село Урюпино Алейского района, он сразу принялся искать работу. Председатель колхоза уговорил пойти к нему шофером, а через два года рекомендовал на службу в милицию – в Госавтоинспекцию. Такая возможность предоставлялась не каждому, а только самым ответственным работникам, прошедшим армию и показавшим себя с положительной стороны. За Кригера ручалась комсомольская организация и коллектив, с которым вместе трудился. Доверие он обещал оправдать и слово своё сдержал.
Взяв в руки жезл
Перед тем как взять в руки жезл и свисток, Федор Кригер полгода учился на курсах в Оренбурге, прошел первичные сборы. Он досконально изучил обязанности инспектора дорожного надзора и успешно сдал все квалификационные зачеты. Три года сержант Кригер нес службу на дорогах города и района. Несмотря на то, что работать было сложно, то время он вспоминает с ностальгией. Тогда дорожного инспектора ноги кормили, технической оснащенности не было, а за увеличившуюся статистику ДТП спрашивали по полной.
– Свисток, жезл, компостер и индикаторная трубка Мохова-Шинкаренко – вот нехитрый набор спецсредств инспектора семидесятых годов, – вспоминает Федор Оттович. – До постов, на которые заступали дежурить, добирались на попутках. Все тем же способом каждые два часа ездили на отметку в дежурную часть ОВД. Служебного транспорта не было, а вот водительские права должны были держать всегда при себе. В случае задержания нетрезвого водителя, его машину на штрафстоянку отгоняли сами.
Сорок лет назад автомобилей было вполовину меньше, чем сейчас – преобладал грузовой транспорт, принадлежавший предприятиям. Но аварий и других происшествий на дорогах и тогда хватало. Особенно непросто милиционерам приходилось во время уборочной страды, когда на подмогу алтайским хлеборобам приезжали военные и водители из южных регионов. Они день и ночь сновали с полей на элеваторы, с усталости позволяли себе иногда выпить или просто засыпали за рулем. Тут инспектору дорожного надзора приходилось быть начеку: с кем-то профилактические беседы проводить, а кого-то из помятой кабины вызволять… И все же ФедорОттович считает, что тогда водители были сознательней.
– Никто не позволял себе перечить или спорить с человеком в форме, не говоря уже о грубости и оскорблениях в адрес должностного лица. Какой бы ни была ситуация, водитель и инспектор обращались друг к другу уважительно. Предупреждение уже дисциплинировало автомобилистов, компостерной просечкой и штрафом наказывали, как правило, самых отъявленных нарушителей ПДД, – рассказывает подполковник в отставке.
Как и сегодня, одним из самых грубых нарушений Правил дорожного движения считалось вождение в нетрезвом виде. В наказание полагался штраф размером в 30 рублей, что в то время равнялось трети должностного оклада дорожного инспектора. Но больше пугало нарушителя лишение прав на два года, ведь для многих работа на машине была единственным возможным доходом семьи. И все же находились те, кого эта жесткая мера не останавливала.
Занимались инспекторы и выявлением прочих нарушений. Например, выписывали штрафы за грязный автомобиль, отсутствие бампера или крыла. В любой момент инспектор дорожного надзора мог остановить легковушку или грузовик и проверить техническое состояние транспортного средства. Сегодня же разбитое лобовое стекло или люфт в рулевой тяге отслеживаются лишь при проведении техосмотра. Но и без этого работы сотрудникам ДПС хватает.
– Сейчас практически в каждой семье есть легковой автомобиль, а то и два. Но службу госавтоинспектора осложняет не столько загруженность дорог, сколько культура поведения водителей, которая изменилась далеко не в лучшую сторону, – рассуждает Федор Оттович Кригер. – Многие уже не считают законопослушность непреложным правилом жизни. На дороге пешеход не уступит водителю, тот в свою очередь не пропустит пешехода. Обычным явлением стало в распутицу обдать прохожего грязью и в отместку поцарапать автомобиль. Зачастую люди предвзято относятся и к работе дорожных полицейских.
Как говорит Федор Кригер, основная задача службы ГИБДД – не протоколы составлять, а аварийность снижать. В очередной раз пресекая нарушения, инспектор спасает чью-то жизнь, а иной раз и рискует своей, чтобы вырвать из снежного плена или оградить от очередного лихача ни в чем не повинных людей.
– Дорожный инспектор – беспокойная профессия, те, кто её выбрал, не знают ни сна, ни покоя. У людей праздник, застолье, а госавтоинспекторы в рамках усиления контроля все выезжают на дорогу. И в зимнюю бурю, и в непогоду люди спешат домой, а сотрудники Госавтоинспекции опять на дорогу – вызволять сломавшийся и забуксовавший транспорт и его пассажиров. Работа инспекторов по праву достойна уважения, ведь они стараются ради людей, – уверен заслуженный милиционер страны.
Вверх по карьерной лестнице
Федор Оттович Кригер прошел все ступени карьерной лестницы. Прежде чем ему присвоили звание майора и назначили на должность начальника ГАИ, работал инспектором по пропаганде и агитации правил дорожного движения, на регистрационно-экзаменационном пункте, служил старшим госавтоинспектором. Какую бы должность ни занимал Кригер, к обязанностям относился с особой усидчивостью и рвением, проявляя ту, выработанную еще в юности, предельную добросовестность. Не изменилось его отношение к работе и тогда, когда встал во главе коллектива Госавтоинспекции.
Практически каждый день за час до начала рабочего времени Федор Оттович объезжал городские улочки и уже на утреннем инструктаже поручал сотрудникам принять необходимые меры – устранить все то, что влияло на безопасность дорожного движения. Держать руку на пульсе начальнику помогал коллектив. Подполковник в отставке признается, ему всегда везло с сотрудниками, каждый работал не по принуждению, а по желанию. Подчиненные испытывали к руководителю глубокое уважение, ведь Кригер мог легко признавать и свою неправоту, а в горе и радости проявлял порядочность и человечность.
– Если что-то требуешь от подчиненного, то сам должен быть образцом для подражания. Строго спрашивая с ребят, не позволял себе бездельничать на работе, – говорит наш герой. – Старался быть внимательным к сотрудникам – идти навстречу, отмечать заслуги. Они всегда отвечали добром. Иногда скажу что-нибудь, тут же забуду, а они всё равно сделают. Благодаря моим коллегам Алейскую Госавтоинспекцию не раз признавали лучшей в регионе и по выявлению, и по снижению аварийности.
За помощью – в церковь
– Помню, в начале двухтысячных годов был период, когда Алейск и Алейский район буквально захлестнула аварийность, сдержать ее нужно было любым способом, – продолжает вспоминать Федор Оттович. – Усиливали патрулирование и улиц, и федеральной трассы, перекрывали город, села, устраивали сплошные проверки, но стабилизировать ситуацию не получалось. Как ДТП, так с пострадавшими. Одно из таких случилось на федеральной трассе в районе Язевки. Легковушка врезалась в колесо грузовика, в итоге погибли и виновник происшествия, и водитель с пассажиром второй машины – участницы ДТП. День и ночь я ломал голову: что делать. Помог случай, который впоследствии повлиял на всю работу нашего отделения.
Организовывая вместе с отцом Михаилом, который сейчас является помощником командира бригады по работе с верующими военнослужащими, приезд краевого священнослужителя, начальник ГАИ поинтересовался: можно ли в церкви провести службу, оберегающую людей от смерти в ДТП. Священнослужитель ответил утвердительно, более того, посоветовал провести обряд освящения всех городских и районных дорог. Вместе с командиром взвода ДПС капитаном Юрием Дубских и протоиереем Михаилом подполковник Кригер объехал на патрульной машине все места концентрации ДТП, а также окропил святой водой алейские трассы.
– Начали от стелы на въезде в город, а закончили селом Вавилон, – вспоминает Федор Оттович. – Отец Михаил окропил святой водой дороги, ведущие в Мамонтово, Шипуново, Усть-Калманку, Бориху. Честно признаюсь, глубокой веры в наше мероприятие не было, но то что это не повредит – знал точно. Через какое-то время статистика аварийности действительно стала снижаться. Наш опыт переняли и другие руководители районных отделений ГАИ края. Мы же для себя взяли за правило, освящать и новый служебный транспорт, и здание отдела.
Не ушла эта традиция и после того, когда Кригер возглавил РЭО ГИБДД. Там Федор Оттович прослужил девять лет, затем по достижению предельного возраста подал в отставку.
Работать нужно сообща
Отдав службе в ГАИ 35 лет жизни и выйдя на заслуженный отдых, подполковник Федор Оттович Кригер продолжает обеспечивать безопасность на дорогах. Вот уже шесть лет он является заместителем руководителя автошколы "Авангард", осуществляет и организовывает подготовку будущих водителей. Потенциальных нарушителей видит издалека, а потому требует от кандидатов твердых знаний ПДД, столь же категоричен и при обучении ими вождению.
– Нельзя выпускать на трассу кандидата в водители, если он до конца не осознал важность соблюдения правил дорожного движения и тем более не уверенно чувствует себя за рулем автомобиля. Автошколы напрямую влияют на аварийность, ведь они обучают тех, кто ее создает. Наша работа должна быть в помощь Госавтоинспекции, только вместе и объединив усилия, можно положительно повлиять на дорожную ситуацию. Что мы и пытаемся делать.
Оставив службу, подполковник вновь оказался в родной стихии. Пусть и косвенно, но стремится, как и прежде, сделать безопасными дороги для наших жителей.
Зарождение династии
Формулой успеха и в работе, и в жизни Федор Кригер считает такие качества, как ответственность, дисциплинированность, а также надежный тыл.
– Каждый день работы в милиции нужно быть готовым к выполнению своих обязанностей, это серьезное дело. Если сотрудника милиции жена поддерживает во всех его делах, тогда будет порядок, он доработает до пенсии и выйдет на заслуженный отдых с уважением, – уверен офицер.
С супругой Екатериной Федоровной, которая всю жизнь работала учителем немецкого языка, они живут рука об руку 44 года, вырастили двоих сыновей. Еще в школе мальчишки решили, что непременно продолжат дело своего отца. Вадим и Роман не только стали полицейскими, но и под стать отцу добились высоких результатов и сделали карьеру в правоохранительной службе. Старший Вадим – полковник полиции, ныне возглавляет Управление ГИБДД по г. Хабаровску и Хабаровскому краю, Роман, как и отец, дослужился до звания подполковника, занимает должность заместителя начальника отдела по видеофиксации Управления ГИБДД по Алтайскому краю.
Быстро подрастает и третье поколение правоохранителей Кригеров. Старшая внучка Екатерина также решила пойти по стопам дедушки, своего отца и дяди – служить закону и народу родной страны. В данный момент обучается судебному делу, являясь студенткой третьего курса Южно-Уральского государственного университета.
С пожеланиями к коллегам
– В начале ноября правоохранители отмечают профессиональный праздник – День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Уважаемые работники полиции, коллеги, дорогие ветераны, сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником! Желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия и успехов в решении возложенных задач по обеспечению законности и правопорядка! Будьте всегда мужественны, любите свою профессию, дорожите ей и, несмотря на все трудности, верно служите своей Родине! – поздравляет Федор Оттович Кригер.
Указом Президента России подполковник милиции Федор Оттович Кригер награжден медалью "За отличие в охране общественного порядка". Ему вручена медаль Министерства внутренних дел "За доблесть в службе МВД Российской Федерации" и присвоено звание "Отличник ГИБДД 1-й степени". Кроме этого, он имеет медали "За безупречную службу" трех степеней, его портрет был занесен на Доску почета г. Алейска, в 2005 и 2007 годах – на Доску почета УВД края. Имя Федора Кригера внесено в энциклопедию "Лучшие люди России", изданную в 2004 году.