Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Михайловского муниципального района Амурской области

676680, Амурская область, Михайловский район, с. Поярково, ул. Ленина, 85
телефон: +7 (41637) 4-10-41
e-mail: mish_vestnik@mail.ru

Как михайловцы строили БАМ

В историю БАМа золотыми буквами навсегда вписано название "Строительно-монтажного поезда-578".

Это передвижное производственное подразделение было образовано 2 апреля 1975 года. Именно тогда первый отряд белорусских строителей высадился на участке БАМ-Тында-Беркакит в посёлке Золотинка Якутской АССР, став основой коллектива СМП № 578 строительного управления Бамстройпуть. Часть пути с этим подразделением прошла наша землячка Надежда Ивановна Крупская.

Надежда Ивановна родилась 13 марта 1958 года в многодетной семье в селе Шурино Михайловского района. Окончила 8 классов Дубовской школы, отучилась в техникуме физической культуры г. Благовещенска, освоив профессию учителя физкультуры, и в 1977 году по распределению попала на остров Сахалин, в посёлок Мгачи Александровского района.

Казалось бы, как могут быть связаны Сахалин и БАМ? Дело в том, что попытать счастья на строительстве магистрали отправились друзья Надежды Ивановны, с которыми она вместе училась в техникуме. Молодые люди настойчиво звали Надежду к себе. Наконец в сентябре 1980 года девушка принимает приглашение и приезжает в Золотинку, где устраивается методистом по спорту Строительно-монтажного поезда № 578. Да, были и такие профессии на БАМе! "Досуг бамовцев должен был быть хорошо организован, - рассказывает Надежда Ивановна о специфике своей работы. - Нами проводились многочисленные соревнования между бригадами, спартакиады, пробеги и прочее. При поощрении рабочих, кроме трудовых успехов, учитывалось их участие в общественной жизни, спортивные достижения". Кроме того, Надежда Ивановна и её коллеги не раз представляли БАМ как спортсмены на зональных соревнованиях по Дальнему Востоку, часто занимали призовые места - у самой Надежды, например, было 3-е место по санному спорту.

СМП-578 не раз менял место дислокации: после выполнения работ на Золотинке были поставлены новые цели - строили станцию Чара, затем возводили аэропорт Чульман со взлётно-посадочной полосой длиной 3600 метров в 40 километрах от Нерюнгри…"На участки нас переправляли вертолётом, - вспоминает Надежда Ивановна. - Щитовые дома собирали быстро. К балку - это небольшой тёплый домик, как наши дачи, три на три метра, пристраивали остальные помещения. Помню, добирались до Чары зимой, смотрим, а вокруг что-то страшное. Снега - жуть, в округе не слышно и не видно никого. Добрались, а у нашего общежития даже крыши нет!" Но эти спартанские условия девушки, надо признать, вынесли стойко. Был на памяти Надежды Ивановны и такой печальный факт: сгорело общежитие, в котором они жили. Зимой для большего тепла использовали самодельные обогреватели - один из них и привёл к возгоранию. Но такие случаи были, скорее, исключением.

В целом же, говоря о жизни на БАМе, героиня отмечает хорошее довольствие (промсклады были на каждой станции, рабочим, в первую очередь, передовикам, выдавались талоны, поэтому нехватки товаров не ощущалось), постоянное движение, бурление жизни и… сплочённость. "Гулять - значит, гуляли все, работать - значит вместе и дружно", - улыбаясь, вспоминает Надежда Ивановна.

Она прошла на БАМе немалый путь - от методиста по спорту до кочегара и маляра. "Я многому там научилась - штукатурить, ремонт делать, плитку класть, - рассказывает героиня. - На взлётно-посадочной полосе в Чульмане на арматурную сетку машиной выкладывали бетон, а мы вручную его заглаживали. Тяжёлая работа, конечно, зато прибыльная. За романтикой на БАМ ехали только работники культуры и ярые комсомольцы. А я заработала здесь два автомобиля: тем, кто работал в течение двух с половиной лет без отпуска, выдавался чек на машину. Кроме того, по бамовским путёвкам посетила несколько стран - Югославию, Болгарию, Польшу, Чехословакию, Китай".

В 1984 году Надежда Ивановна была очевидцем исторического события - стыковки восточного и западного участков БАМа у разъезда Балбухта и укладки золотого звена на станции Куанда.

За свой добросовестный труд и высокие производственные показатели Надежда Крупская не раз отмечалась денежными премиями, почётными грамотами. В октябре 1984 года была награждена государственной наградой "За строительство Байкало-Амурской магистрали", а в 1985-м стала победителем соцсоревнования.

В 1987 году Надежда Ивановна вернулась в совхоз "Центральный" к родителям. Своими силами и средствами помогла им построить дом. Работала в сельсовете, потом на стройке в Благовещенске. Но БАМ всегда вспоминала как прекрасную школу жизни. "Хорошо было там, хоть и трудно в первые годы", - в заключение говорит она.

Вот и подошёл к концу наш рассказ о земляках - участниках строительства Байкало-Амурской магистрали, этой грандиозной всенародной стройки ХХ века. Чтобы сжать пространство и время, людям потребовалась основательная закалка. Выдержали это испытание не все. А Николай и Сергей Доровских, Владимир Дубянский, Валентина и Николай Орловы, Николай Черемисин, Виталий Безруков, Галина Кабанова, Надежда Крупская, Василий Димитриу, прошедшие "огонь, воду и медные трубы" этих нескольких лет бамовской жизни, доказали, что им не страшны любые задачи. В чём проявился их бамовский характер? В силе физической и нравственной, в упорстве, мужестве, готовности к подвигу. На БАМе каждый из них показал, чего он стоит.

Возможно, не все имена прозвучали в публикациях, но работа по поиску материала о михайловцах - участниках строительства БАМа будет продолжаться. А это значит, будут новые истории о судьбах замечательных людей.

Все фотографии (7)

Автор: Мария МАЗУР

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1550

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика