Старинные ремесла всегда были интересны любителям творчества. Современные рукодельницы создают из шерсти не только одежду и все возможные аксессуары. В их руках оживают интересные, яркие игрушки, элегантные кофты, шарфы и пальто.
Уже два года увлекается техникой валяние шерсти жительница станицы Котляревская Лариса Собиева. Я отправилась к ней постигать азы ее искусства.
Но прежде чем узнать о современном использовании метода валяния, погрузилась в изучение происхождения этого ремесла.
Оказывается, валяние — самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом.
Есть легенда о возникновении ремесла — валяния шерсти. Она гласит, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях, шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. Так появился первый валяный ковер.
Говоря об истории войлока, нельзя не упомянуть немецкого художника Йозефа Бойса. Он первый обратил внимание общественности на войлок и сделал его одним из материалов для декоративно — прикладного искусства.
Для рукоделия используется овечья шерсть, специальной породы овец. Ее состригают, обрабатывают, затем вычесывают, выкрашивают и создают гребенные ленты. Одежда, прошедшая такую обработку, отличается особой мягкостью и плотностью.
Лариса Собиева начала заниматься увлекательным искусством, в тяжёлый период своей жизни. Ее настолько увлекла эта работа, что из хобби превратилась в часть ее жизни, без которой она теперь не может. Лариса Николаевна учитель изобразительного искусства в средне образовательной школе №8 ст. Котляревская. — В основе создания валяных изделий задействованы два метода: мокрый и сухой. Есть еще фелтинг и фильцевание, но эта техника используется в основном при набивании игрушек. Начала я с сухого метода и только полгода назад освоила метод мокрого валяния.- Пояснила мастерица,- сухое валяние заключается в послойном укладывании прядей шерсти в определенный рисунок. Когда работа окончена, картину необходимо поставить под стекло — без этого она не будет держаться. Метод мокрого валяния отличается. На начальном этапе также раскладывается рисунок на панно, затем мыльным раствором взбрызгивается шерсть и начинается ручная работа. Изделия в технике мокрого валяния становится прочным, и если это картина, то стекло не обязательно для сохранности полотна.
Больше ста работ мастерица сделала под заказ. В среднем на картину уходит два — три дня. Лариса Собиева открыла интересное свойство волокна вискозы. Добавляя к шерсти переливающуюся нить получает эффект объема 3D. Картины смотрятся эффектнее.
- Техника не так сложна, как кажется. Главное понять этапы работы. – Советует Лариса Собиева.- Я провела уже три мастер-класса, и с учителями и с детьми. Даже те, кто никогда не рисовал, могут освоить валяние шерсти сухого метода. Преимущество работы с шерстью, если неправильно положил прядку, можно ее поднять и переложить, так как надо.
Занятие валянием шерсти – дорогостоящее. Чтобы создать картину, необходимо много оттенков различных цветов зеленого, красного, синего, желтого. Пока все соберешь, уйдет много времени. А еще сложнее найти хорошую шерсть. К сожалению, у нас пока мало кто этим занимается,- сетует моя рассказчица.
Увлекшись техникой мокрого валяния, Лариса Николаевна научилась валять тапочки, сделала в этой технике летнюю сумочку, мечтает о палантине.