Интересна история возникновения и жизнедеятельности школы в д.Олоры. Она заслуживает сегодня внимания тем, что нынче ей исполнилось 120 лет. До 1898 года в деревне школы не было, дети нигде не учились.
12 января 1898 года была открыта одноклассная смешанная школа грамоты, под которую была арендована одна комната в пятистенном доме крестьянина Василия Григорьевича Коновалова. Обучались в ней 30 мальчиков и 2 девочки.
В 1901 году по ходатайству священника Иоанна Алексеевича Ерина школа стала называться миссионерской. Учителем работал Михаил Васильевич Кукушкин, а помощником — Василий Петрович Мосолов, будущий первый марийский академик.
В 1908 году открылось земское одноклассное училище, а через 3 года в 1911 году было построено школьное здание с тремя классными комнатами.
С 1932 года — Олорская 7-летняя школа колхозной молодежи первой ступени. В этот период здесь учились 126 человек, работали 4 преподавателя. В 1934/35 учебном году в Олорской неполной средней школе было 7 классов, она имела столярную мастерскую, земельный участок, интернат. В это время в начальных классах учил Иван Сергеевич Соловьев и в эти же годы создал 1-ый марийский букварь для школьников, тираж 1-ого издания которого составил 10 тысяч экземпляров.
В 1940/41 учебном году уже имелись 2 учебных здания, 6 квартир для учителей, надворные постройки. После окончания 7-летней школы выпускники продолжали учиться в Мари-Турекской средней школе, в педучилищах, в Нартасском сельхозтехникуме. С первых дней войны горе страны делили вместе учителя, родители, дети. В суровые годы войны учителя трудились по-военному. Они проводили большую агитационную работу, а учащиеся наравне со взрослыми работали на полях и фермах, помогали в домашнем хозяйстве, учились. Не хватало учебников, тетрадей, карандашей, дров для отопления школы... Какой огромный труд стоял за этими скупыми строками! Каких сил и терпения стоила Победа! Не вернулись с войны ушедшие на фронт учителя — Трофим Алексеевич Османов, Андриян Семенович Семенов, Василий Данилович Алеев, Василий Андриянович Шубин, Николай Григорьевич Кудрявцев, Иван Дмитриевич Козлов.
В послевоенные годы жизнь понемногу входила в обычное русло. Школа помогала сиротам и остронуждающимся ученикам одеждой и обувью. Учителя старались школьную жизнь вести интересной и содержательной. Действовали кружки: литературный, физкультурный, хоровой, драматический. В школе функционировали пионерская и комсомольская организации.
Полный текст статьи читайте в газете в номере от 9 ноября.