Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Параньгинского района Республики Марий Эл

425570, Республика Марий Эл, Параньгинский район, пос. Параньга, ул. Тукаевская д.67
телефон: +7 (83639) 4-16-89, +7 (83639) 4-15-07
e-mail: ourlife@mari-el.ru

Тошкемнур —“поле на задворках"

В живописном месте, между деревнями Усола и Олоры, располагается небольшой населенный пункт — Тошкемнур. Местные жители свое селение называют Яндемыр починга (починок Яндемира).

В живописном месте, между деревнями Усола и Олоры, располагается небольшой населенный пункт — Тошкемнур. Местные жители свое селение называют Яндемыр починга (починок Яндемира).

По легенде, эту деревню в конце XVIII в. основали два марийца из д.Олоры Яндемыр и Элтымер. По имени одного из них починок и стал Яндемыр починга. Название Тошкемнур селение могло получить от протекающей возле него реки Тошкемнур (букв. перевод с марийского означает “поле на задворках”). В свое время река была полноводной, так как снабжалась водой из многочисленных ключей и родников. По рассказам старожилов, до конца XIX в. самый мощный ключ находился у подножия горы. Второй большой родник исчез после установки колодца во дворе колхозной конюшни в 30-е годы. С исчезновением этих источников воды река обмелела, а затем высохла.

По данным Плана Генерального межевания, в месте, где сейчас находится деревня показан глухой лес, но имеется лесная дорога, которая соединяла Усолу и Олоры. Официально она считается основанной в 1812 г. В 1836 г. в селении Тошкемнур Кугенер проживало 10 человек (2 двора). Через 23 года количество людей достигло 43, дворов же стало 4. Земской статистикой 1869 г. отмечено 6 дворов, 34 человека, которые занимались хлебопашеством, держали 14 рабочих и малолетних лошадей, 20 голов крупного рогатого скота, 22 овцы, 8 коз. Подворная перепись 1884 г. зафиксировала в починке Тошкемнур 12 дворов, 17 ревизских душ, 64 человека (33 м. п. и 31 ж. п.). Крестьяне имели 229,5 десятин земли, 33 лошади, 44 головы крупного рогатого и 95 мелкого скота.

В XIX и начале XX веков Тошкемнур входил в состав Мари-Турекской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. в составе этой волости деревня вошла в Марийскую автономную область. Была в Сернурском, а с 1924 г. — Мари-Турекском кантонах, затем Мари-Турекском районе. С 1959 г. Тошкемнур находится в Параньгинском районе, относился к Сабанурскому, Усолинскому, Олорскому сельсоветам. В настоящее время в составе Усолинского сельского поселения.

В XIX веке в починке выделялись родственные группы Деляновых, Берестовых, Пектубаевых. Жители вели натуральное хозяйство, занимались скотоводством, пчеловодством, охотой. К числу зажиточных крестьян относилась семья Ямутея Янывековича Берестова. Он владел водяной мукомольной мельницей, известной под названием “Темышан вакш” (мельница Темышана). В 1970 г. на ее месте колхоз “Дружба” построил плотину, которая существует и сегодня.

В 1905 г. в 15 дворах проживало 108 человек. Жители придерживались традиционных верований.

В начале ХХ в. здесь зарождается религиозное движение за возрождение модифицированной марийской религии “Адам илянская вера” (вера времен ветхозаветного Адама). Ее руководителем стал местный учитель церковноприходской школы, довольно образованный молодой человек — Вечуш Делянов, 1873 г. р. В свое время он активно помогал церковнослужителям из села Черемисский Турек. Однако, когда Делянов собрался жениться на любимой девушке, местный священник отказался обвенчать их, сославшись на то, что родители невесты осуждают ее за добровольный уход к жениху и не дают родительского благословения. А через некоторое время его лишили и любимой работы.

Все это побудило молодого человека к созданию своего религиозного учения, сторонниками которой стали крестьяне Ирмучашской, Турекской волостей Уржумского уезда, Арбанской волости Царевококшайского уезда. В 20-е годы прошлого века В.Делянов активно сотрудничал с редакцией газеты “Йошкар кече”, имел дружеские отношения с основоположником марийской литературы С.Г.Чавайном. За свои взгляды в 1938 г. был подвергнут репрессии.

Также в деревне пользовался уважением Антон Янывекович Иванов. В годы Первой мировой войны он попал в плен и три года прожил у немцев. Другая примечательная личность деревни — Емельян Яндылетович Пектубаев в Гражданскую войну сражался в дивизии легендарного Василия Чапаева, затем воевал против басмачей в Средней Азии.

К 1925 году в Тошкемнуре насчитывалось 23 двора, 133 человека по национальности мари. В 1932 г. создан колхоз “Комсомолец”. Его организаторами выступили первые комсомольцы: Иосиф Токташевич Пектубаев, Петр Антонович Берестов, Веденей Алексеевич Делянов, Токпай Токпердович Делянов. Первым председателем колхоза избрали Изерге Антоновича Берестова, который руководил им до 1940 г. При нем были построены конюшня, коровник, здание правления колхоза. Осваивались новые земельные площади. Сельчане получали неплохие для того времени урожаи, работал смолокуренный завод. В годы коллективизации здесь был построен небольшой клуб.

В годы Великой Отечественной войны 28 тошкемнурцев были призваны на фронт, 12 из них погибли. Первым на фронт проводили всей деревней Андрея Алексеевича Делянова. Ушедших на фронт заменили женщины, старики, подростки.

После войны колхозом руководил Кузьма Васильевич Берестов, проявивший себя как дальновидный, умелый организатор. В годы его правления был построен небольшой кирпичный завод, налажен выпуск драночных досок.

В новом здании правления колхоза стала действовать передвижная библиотека. Изредка в помещении правления за счет колхоза показывали фильмы. Колхозом был приобретен радиоприемник “Рекорд”. После работы жители приходили в правление, чтобы послушать радио. Получила развитие художественная самодеятельность.

16 июля 1950 г. тошкемнурцев включили в состав укрупненного колхоза имени Палантая. В то время в деревне насчитывалось 30 дворов, 133 человека.

Радио в деревне появилось в 1959 году, а электричество пришло в 1967 г. В конце 60-х годов молодежь стала уезжать из деревни. Пять семей переехали в Олоры, многие устроились в Усоле. В начале 90-х годов прошлого века в населенном пункте была построена ферма по откорму скота, но уже через 2 года была закрыта.

Жители деревни всегда соблюдали традиционные марийские обычаи и обряды, проводили моления в священной роще, которая не вырубалась даже в годы войны. Она сохранилась до сих пор. Между тем, дружно отмечались здесь такие праздники, как Ўярна (Масленица), Кугече (Пасха), Семик (Семик). Многие тошкемнурцы получили высшее образование. Учителем физики и математики стал Авинер Веденеевич Делянов, долгое время работал начальником управления сельского хозяйства в Сернурском районе Аркадий Петрович Берестов. Интересна судьба Максима Григорьевича Делянова: бывший пастух и плугарь, получив высшее образование, всю жизнь работал учителем марийского языка и литературы в Олорской средней школе. Педагог с творческим характером старательно прививал учащимся любовь к родному языку. Писал стихи, рассказы, пьесы. В 1984 году стал лауреатом журнала “Ончыко”. Издал два сборника стихов. Многие его ученики впоследствии стали журналистами, преподавателями марийского языка.

В 2003 г. в Тошкемнуре в 24 домах жило 47 человек. В деревне было девять кирпичных домов. В настоящее время в 10 дворах проживает 21 человек. В населенном пункте есть водопровод, в некоторых хозяйствах пользуются колодезной водой. Селяне ждут-не дождутся, когда в деревню придет газ.

Автор: Историческая справка составлена по данным сборника документальных очерков “История сел и деревень. Параньгинский район” и записям, предоставленным Максимом Григорьевичем Деляновым.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 859

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика