Откуда они берутся? Сотни жителей задумываются над этим вопросом, но не у всех хватает терпения и времени разбираться с коммунальщиками. Большинство людей безропотно выкладывают из своих карманов указанную сумму, а зря! Как показали прокурорские проверки за прошлый год, общая сумма, которую наши жители "за просто так" отдали своим управляющим компаниям и ТСЖ составляет 1 миллион рублей! По области эта цифра значительно больше – 54 миллиона рублей. О нарушениях законодательства в коммунальной сфере, которая затрагивает интересы жителей нашего района, мы побеседовали со старшим помощником прокурора г.Энгельса юристом 1 класса Александром Родионовым.
Неверные расчёты
- Надзор за соблюдением законодательства при начислении гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги - один из наиболее приоритетных в деятельности городской прокуратуры.. С января прошлого года по сегодняшний день в прокуратуру с жалобами на приписки коммунальщиков или на необоснованные тарифы обратилось более 300 человек. Замечу сразу, большинство жалоб оказались необоснованными. Но мы проверяем каждое обращение.
-Какие основные нарушения выявляют работники прокуратуры, с чем они связаны? Это ошибки при расчётах или сознательные приписки, которые совершают коммунальные организации?
- Основным нарушением является пренебрежение к установленной постановлением Правительства Р.Ф №354 формуле расчёта стоимости коммунальных услуг, которая состоит из тарифа и фактического обьёма предоставленных услуг. Так, жителям многоквартирного дома по ул. Полтавской, 48, ЖСК №30, производилось начисление за потреблённую в местах общего пользования электроэнергию в равных долях. Хотя очевидно, что у собственников одно, двух и трёхкомнатных квартир площади разные, стало быть, и сумма платежа не может быть одинаковой. Другой пример грубого нарушения законодательства. Без согласия собственников, без проведения общего собрания жителей директор управляющей компании "Звёздный" самостоятельно приняла решение о повышение тарифа за вывоз ТБО. В результате проверок этих фактов прокуратурой были предприняты определённые действия, оба руководителя наказаны, а гражданам сделан перерасчёт. Кстати, УК "Звёздный" уже не существует, жители отказались от её услуг.
Мера ответственности
- Скажите, чаще всего эти нарушения происходят от ошибок при расчётах или это сознательные накрутки?
- Как показывает практика, чаще всего управляющие компании некорректно снимают показания приборов учёта, неправильно рассчитывают площадь, считают не по установленной формуле, а по каким –то своим расчётам, что и приводит к грубым ошибкам. А бывает, что руководитель управляющей компании сознательно нарушает порядок ценообразования, пытаясь таким образом решить финансово-экономические проблемы своей организации. За счёт жителей . Как это и было в случае с компанией "Звёздный".
- Какое наказание влечёт за собой неправомерное начисление платы за коммунальные услуги? В каких случаях может быть возбуждено уголовное дело, а в каких руководители УК или ТСЖ могут отделаться административным наказанием?
- За подобные нарушения коммунальщиков за решётку не посадят, как правило, прокуратура возбуждает дело об административной ответственности. Статья 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Р.Ф. предусматривает наложение на должностных лиц, руководителей организаций, штраф в размере 50 тысяч рублей или дисквалификацию сроком на три года. Эта мера действенная. На юридических лиц, то есть на саму организацию, допустившую неправомерное завышение тарифов, может быть наложен штраф в 100 тысяч рублей, либо в двукратном размере от суммы, которая была незаконно начислена. Уголовная ответственность за нарушения порядка ценообразования законом не предусмотрена.
- Даже если эти нарушения не случайны и неоднократны?
- Если речь идёт о фактах нецелевого расходования или хищения средств, собранных незаконным путём, мошенничества - это уже другое дело. В таком случае виновные понесут уголовное наказание.
-Александр Юрьевич, мы с вами говорили о нарушениях установленных тарифов. Но часто к нам в редакцию обращаются люди, сомневающиеся не в тарифах, а в правильности начислений.
- Таких обращений много, но они не всегда обоснованы, как я уже вам сказал. Здесь приходится собирать и сверять сведения из "ЕРКЦ", управляющей компании, выяснять, как производятся начисления, есть ли общедомовые приборы учёта, привлекать к проверке жилищную инспекцию и т.д
Что делать?
- Посоветуйте, какие действия должен предпринять гражданин, если в его платёжке появились необоснованные начисления?
- Логичнее сначала обратиться в свою управляющую компанию, жильцы вправе потребовать любой документ для ознакомления, выяснить показания общедомовых счётчиков, и руководство компании обязано эту информацию предоставить. Словом, проявляйте больше активности, вы собственники и ваше право сменить управляющую компанию, которой вы не доверяете. Жители могут направить жалобу на неправомерные действия своей управляющей компании, ТСЖ или ЖСК в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области, в местную администрацию или напрямую в прокуратуру. По каждому случаю таких обращений мы проводим проверки.
- Сколько времени требуется прокурору, чтобы разобраться с жалобой?
-В течение 30 дней проводится проверка и, если факты неправомерных начислений подтверждаются, прокуратура возбуждает дело об административном правонарушении.
- Для нашего города эта проблема действительно актуальна?
- В Саратове, на мой взгляд, она гораздо острее, и жителям областного центра нередко приходят платёжки с астрономическими суммами. В Энгельсе таких случаев не было. У нас в этой сфере порядка больше.
Кстати
В Госдуму РФ внесён законопроект о введении лицензирования управляющих организаций. Также предлагается создать единый федеральный реестр аттестованных и дисквалифицированных УК и ТСЖ. Если закон будет принят, контроль над действиями жилищных организаций ужесточиться.