Это дело учёных, историков и политиков. Личное же отношение и личная оценка рассматриваемых событий пусть остаётся такой же индивидуальной, уникальной и многообразной, каким является окружающий нас мир и человеческое общество. Я же хочу рассказать о судьбах наших земляков, участвовавших в революционных событиях. О том, как сложилась судьба их потомков.
Когда в 1986 году я учился в десятом классе одной из школ Волгоградской области, мне неоднократно приходилось сходиться со своей бабушкой в словесных баталиях по многим вопросам истории Отечества XX века. Одним из таких спорных вопросов был вопрос о революции. Нет, вопрос был не по сути, а по времени. Бабушка была малограмотной, писать и читать она научилась самостоятельно ещё до революции, поэтому в тонкостях политической ситуации в России начала XX века разбиралась приблизительно так же, как несмышлёный ребёнок в высшей математике. Но родилась она в 1907 году в селе Фунтики Барнаульской волости. В 1917 году ей было уже 10 лет, то есть события этого и последующих годов она помнила отлично. Я же, в свою очередь, неплохо выучил материал учебника истории и наивно полагал, что знаю о революции если не всё, то достаточно много.
Так вот, как только заходил разговор о революции, у нас сразу начинались нестыковки. Я утверждал, тыча пальцем в учебник, что революция в России произошла в 1917 году, а бабушка махала на все мои выкладки рукой и спокойно говорила: "Ты мне, внучок, не рассказывай, я твою революцию видела, как тебя. Я её на своём горбу пережила, и была она в 1919 году". И только через 14 лет, оказавшись на Алтае, я понял, что моя бабушка Маруся была права. Революция алтайских крестьян захлестнула только в 1919 году, а до этого времени сельчане жили своей привычной размеренной крестьянской жизнью, в меру интересуясь государственными вопросами и исполняя законы высшей власти.
Так что, ведя речь о революции, мы будем говорить о событиях, разворачивавшихся на Алтае в 1919 году.
Трагедия войны
И от бабушки в далёкой юности, и от земляков-краеведов неоднократно приходилось слышать удивительные рассказы об участниках тех трагических событий почти вековой давности как со стороны красного, так и со стороны белого движения. К тому же с высоты времён, без направляющей и указующей линии партии, при определённой открытости российских архивов можно взглянуть на великие и трагические события прошлого по-иному. Попробовать увидеть в разгоревшейся на Алтае гражданской войне не сражение наших с проклятыми белогвардейцами, а великую трагедию братоубийственной войны, где с невероятной жестокостью убивали друг друга и с одной, и с другой стороны наши российские люди. Вот поэтому в статье мне хотелось показать судьбы как красных партизан, так и белогвардейцев.
Кроме того, в советский период истории нашей Родины в отношении гражданской войны и партизанского движения сформировался миф о том, что в гражданскую войну бедные, создав Красную Армию, воевали с богатеями, объединившимися под знаменем Белой гвардии. И если данная статья поможет развеять его, я буду рад.
Как это было
Итак, на Алтае воевали друг с другом не бедные с богатыми, а обиженные зажиточные крестьяне с обидевшей их колчаковской властью. Так, например, наиболее крепкие крестьяне были далеки от большой политики и поэтому почти никак не отреагировали на свержение власти большевиков в 1918 году. "Делите власть как хотите, только нам крестьянствовать не мешайте", – рассуждало большинство алтайских крестьян. Однако колчаковцы стали проводить обязательную воинскую мобилизацию и жестоко наказывать дезертиров, уклонявшихся от призыва, и членов их семей. Крестьяне мирились, когда их детей, их главных помощников в поле, призывали на войну с германцем, за Родину (то есть на Первую мировую войну), но когда стали забирать на войну за чью-то идею да к тому же со своим же народом, крестьяне стали молча саботировать военный призыв. Так появились первые дезертиры, уклонявшиеся от службы в армии адмирала Колчака в Зимино, Чистюньке и многих других населённых пунктах современного Топчихинского района. Родители приветствовали своих дезертиров, на время помогая им скрываться от властей в ближайших колках и логах в партизанских ватагах.
Второго августа 1919 года в Зимино прибыл карательно-мобилизационный отряд в составе 30 солдат под командованием прапорщика Абраменко с одной целью – выловить и отправить в армию дезертиров. В качестве устрашения крестьян прапорщик приказал двух родственников дезертиров показательно расстрелять, а остальных вывезти в Чистюньку, прилюдно выпороть и оставить под надзором волостной милиции в качестве заложников до тех пор, пока дезертиры не будут пойманы либо сами добровольно не явятся на сборный пункт.
Представить трудно глубину нанесённого оскорбления и унижения сельской крестьянской элите Барнаульской волости. Вот почему зиминцы ворвались 2 августа 1919 года в Чистюньку, и их месть за оскорбление была страшной. Заложники были освобождены, а начальник волостной милиции был заживо сожжён. Двое милиционеров убиты при попытке спастись, делопроизводитель волостной милиции застрелился. Все четверо сотрудников милиции были также жителями Чистюньки. Отряд прапорщика Абраменко догнали в районе села Усть-Алейка (ныне это Староалейка) и полностью разбили. Сам прапорщик был пойман и расстрелян.
Месть крестьян настигла не только обидчиков, но и всех, кто их поддерживал. Восставшие, неудержимые в гневе, расстреляли чистюньского священника Алексея Михайловича Пономаренко с сыном Михаилом и дочерью Глафирой. Только старшему сыну священника, Герману Алексеевичу, удалось чудом избежать расправы. За поддержку колчаковцев тут же, в Чистюньке, был расстрелян ещё один священник местной церкви, Иван Цветков, с 1914 и по 1918 год воевавший на Первой мировой войне фронтовым капелланом. Не избежал расправы восставших и дьякон Чистюньской церкви Ювиналий Ушаков, представленный в 1981 году Русской Православной церковью за рубежом к лику святых мучеников. Так, в представлениях наших предков, началась революция в Барнаульской волости Барнаульского уезда Томской губернии. Закрутился кровавый маховик гражданской войны. От рук восставших крестьян первыми пострадали служители культа, поддерживавшие власть адмирала Колчака. В Хабазино был зарезан священник Иван Владимирович Юловский, в Фунтиках расстрелян священник Василий Иосифович Данилов. Был казнён восставшими вместе с супругой священник колпаковской церкви.
В ответ на это уже ночью 2 августа на станцию Топчиха для подавления крестьянского восстания был направлен сборный отряд особого назначения из 50 человек под командованием подпоручика Барского. Четвёртого августа им на помощь из Барнаула выдвинулась рота 5-го Пражского полка мятежного чешского корпуса и ряд других подразделений белогвардейцев. Из рапорта подпоручика Барского от 15 августа 1919 года известно, что от рук карателей в бою у Чистюньки 5 августа погибло 40 восставших крестьян. В этот же день в бою у железнодорожного моста близ станции Топчиха погибло 20 крестьян. За период со 2 по 12 августа 1919 года только отрядом под командованием подпоручика Барского, вооружённым пулемётами, было уничтожено более 900 вооружённых пиками и охотничьими ружьями восставших крестьян Барнаульской волости. Со стороны карателей погибло только два солдата и несколько бойцов были ранены. Море пролитой крови не оставляло никакой возможности прекратить братоубийственную войну.
Люди и судьбы
Так появились братские могилы красных партизан в сёлах Зимино (известно 11 фамилий похороненных), Чистюнька (16 фамилий), Фунтики (13 фамилий), Парфёново (девять фамилий), Володарка (семь фамилий погибших). Некоторые из восставших крестьян были похоронены на сельских погостах, позже на месте их гибели установлены памятники. Это обелиск на подъезде к селу Володарка, а также памятники в сёлах Песчаное и Чаузово. Мы должны сохранять и беречь их – как напоминание о великой трагедии нашего народа и жертвах гражданской войны. А вот где похоронены чистюньские милиционеры и священнослужители, нам не известно.
Удивительна судьба самого подпоручика Барского. По некоторым данным, в декабре 1919 года он вместе с группой военнослужащих перешёл на сторону Красной Армии и в последующем занимал руководящие посты среднего уровня в учреждениях Алтайского края.
А вот как сложилась в дальнейшем судьба родных и близких погибших партизан. Поскольку большая часть из них являлись людьми зажиточными и крепкими домохозяевами, в 20-30-е годы они попали под жестокие жернова репрессий. Так, например, сын похороненного в братской могиле с. Володарка Карпа Белокурова, Владимир Карпович Белокуров, 2 ноября 1937 года был расстрелян по статье 58-10. Как враги народа в 1937 году были расстреляны отец похороненного в Чистюньке красного партизана Петра Емельяновича Шаршова – Емельян Федотович Шаршов и сын похороненного в братской могиле с. Чистюнька красного партизана Ивана Ивашина – Фёдор Иванович Ивашин. Был приговорён к семи годам лагерей брат похороненного в Володарке партизана Василия Спиридоновича Усова – Евграф Спиридонович Усов. Были репрессированы многие другие родственники погибших восставших против власти Колчака крестьян.
Но как бы ни были сильны обиды и высоки счёты у некоторых участников гражданской войны друг к другу и к власти, у русского человека понятие Родина всегда стояло и, я надеюсь, будет стоять на первом месте. Ведь неслучайно десятки и сотни бывших красных партизан и их родственников, пройдя через унижения колчаковцев, раскулачивание, политические репрессии, героически сражались с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Так, погиб на Калининском направлении 24 марта 1944 года второй сын Карпа Белокурова, партизана, похороненного в братской могиле села Володарка, – Пётр Карпович Белокуров. Отдали свои жизни во имя победы над фашизмом сын погибшего партизана Якова Никитовича Корнеева, похороненного в Володарке, Николай Яковлевич Корнеев, Михаил Егорович Архипов – сын погибшего красного партизана из Володарки Егора Абрамовича Архипова, сыновья погибшего фунтиковского красного партизана Степана Бабакина – Филипп Степанович и Константин Степанович Бабакины и многие другие.
Удивительна судьба единственного избежавшего расправы восставших крестьян старшего сына расстрелянного чистюньского священника Алексея Михайловича Пономаренко – Германа Алексеевича. Он не эмигрировал из страны и не стал сводить с властью счёты. Он стал известным в Сибири врачом, одним из основателей санитарно-эпидемиологической службы в Хакасии. В годы Великой Отечественной войны он работал заведующим хирургическим отделением в одном из военных госпиталей Самары (Куйбышев). Но власть сама нашла его, и 4 января 1945 года Герман Алексеевич был арестован и осуждён по печально известной 58 статье к 15 годам лагерей. Через 14 лет заключения Герман Алексеевич был освобождён и полностью реабилитирован 26 мая 1959 года. Его сын, Виктор Германович Пономаренко свою жизнь посвятил процветанию своей Родины и своего народа. Виктор Германович долгое время работал в институте ядерной физики имени Г.И. Будкера в г. Новосибирске. Он автор более 100 изобретений. Его сын, Андрей Викторович Пономаренко, – кандидат технических наук, физик-ядерщик, автор концепции нейтринного двигателя для космических аппаратов...
Вот такова она, Великая Октябрьская социалистическая революция в Сибири, докатившаяся до Алтая вместе с гражданской войной. Кто в ней свой, кто чужой?
Сергей ПОЗДИН.
Фото из архива краеведческого музея.