С каждым годом увеличивается количество дистанционных преступлений, мошенничеств, а сейчас уже хищений, так как способов и вариантов отнимания и хищения у граждан денежных средств на сегодняшний день уже большое количество. Начинались такие преступления с простых мошенничеств, когда преступник звонил человеку и говорил, что их родственник попал в беду и для решения проблемы нужно срочно переслать определённую сумму. Сейчас преступники каждый день придумывают новые способы обмана людей в связи с развитием платёжных систем, банковских услуг, интернет-платформ. О том, как не стать жертвой мошенников, рассказывает начальник следственного отделения МО МВД России "Топчихинский" М.Г. Курмангалинов.
– За шесть месяцев 2019 года в Топчихинском районе из 146 преступлений приостановили (не раскрыли) 21, из них 15 – это тайные хищения, восемь из которых являются дистанционными преступлениями, связанными с хищением средств с банковских карт, счетов.
Такие преступления трудно раскрываются, так как мошенники находятся в других регионах, совершая свои действия с помощью сотовой сети и интернета. Полученные средства расходятся по большому количеству счетов разных банков. Пока сотрудники правоохранительных органов всё это узнают, проходит большое количество времени, не всегда удаётся задержать преступника. Но борьба ведётся, и в связи с этим в Главном управлении МВД России по Алтайскому краю создан специализированный отдел, который занимается расследованием только указанных преступлений. По сравнению с прошлым годом количество раскрытых преступлений увеличилось в несколько раз.
С целью усиления эффективности борьбы с такими преступлениями в апреле прошлого года в Уголовный кодекс добавили пункт "Г" в часть 3 статьи 158 (тайное хищение чужого имущества, когда похищают деньги с карт, счетов и т.д.). Теперь ответственность за такие преступления возросла до шести лет лишения свободы.
Для того, чтобы показать, какие ситуации бывают непосредственно в Топчихинском районе, приведём примеры из преступлений суточной сводки.
Жители с. Белояровка 27 февраля 2019 года на известном сайте дали объявление о продаже дома, и через несколько дней им позвонили – якобы покупатель. Он высказал желание купить дом и попросил номер карты и дальнейшую информацию по карте для перевода залога. Потерпевший сообщил информацию, в том числе трёхзначный код на обороте карты, после чего преступник получил доступ к личному счёту потерпевшего и похитил деньги.
Двенадцатого февраля к жителю с. Топчиха в социальной сети обратился знакомый с просьбой занять денег. Потерпевший переводит 5000 рублей на указанную карту, после чего диалог прекращается. Потерпевший звонит своему знакомому и понимает, что ему писал не он, а мошенник с фейковой (ложной) страницы.
В настоящее время набирает обороты вид мошенничества, совершаемый старым способом. Злоумышленники осуществляют звонки гражданам с абонентских номеров, которые указаны на официальных сайтах банков и на пластиковых картах, а также с номеров 8-800, 8-495. Сообщают о сбоях в системе, о разрешении клиенту увеличения кредитного лимита. Главная цель преступников – получить полные данные вашей банковской карты и поступающие пароли. После чего происходит списание денежных средств. Факты преступлений по данной схеме также есть в Топчихинском районе. Вот один из них: 18 марта в с. Топчиха потерпевшему позвонил "сотрудник банка" и сказал, что с его карты пытаются снять деньги и нужно срочно принять меры к блокировке. В результате потерпевший сообщил все нужные коды, преступник получил доступ к счетам и перевёл деньги к себе на счёт.
Преступления с крупными материальными ущербами чаще всего происходят по схеме игры на несуществующих фондовых биржах: потерпевшим поступают звонки, неизвестные люди представляются независимыми экспертами в области торговли на фондовых биржах, предлагают сделать ставки с перспективой крупных выигрышей. В результате человек переводит миллионные суммы неизвестным лицам.
Пожилые люди, посмотрев рекламные ролики по ТВ, совершают заказы различных медицинских препаратов (БАДов) или приборов. Таким образом формируются клиентские базы с полными анкетными данными. По истечении одного-двух лет им начинают поступать телефонные звонки якобы от сотрудников правоохранительных органов с информацией о том, что данные товары были ненадлежащего качества, их продавали мошенники, которые в настоящее время задержаны где-то в далёком крупном городе. Как правило, это Москва, Санкт-Петербург. Гражданину, как потерпевшему, полагается крупная денежная компенсация. Но для её получения необходимо оформить ряд документов и оплатить налог 13% в фонд государства. Общение может длиться до месяца. Они занимаются оформлением документов, направляют их почтой и т.д. После перечисления денег связь прекращается.
Как не стать жертвой мошенников
• Если вы не умеете в совершенстве пользоваться банковскими картами, не выполняйте никаких действий по просьбе третьих лиц, которые вам звонят. Сотрудники банков не звонят клиентам и не сообщают о блокировке карт, такие действия совершают только мошенники.
• Не предоставляйте доступ третьим лицам к своим персональным данным, компьютерам, телефонам, на которых имеется удалённый доступ к вашим денежным средствам.
• Если вам позвонили с незнакомого номера, представились родственником или знакомым, который попал в беду, и просят перевести деньги, необходимо узнать – так ли это. Самостоятельно позвоните на известный вам номер этого человека, родственникам или общим знакомым.
• Если вам звонят и сообщают, что положена компенсация за что-либо, и просят предварительно провести оплату – это мошенники.
• Делая выбор и совершая покупки в сети интернет, помните о том, что товар вам может быть не поставлен либо поставлен ненадлежащего качества.
Что делать человеку,
если в отношении него всё-таки
совершили мошенничество?
• Самым быстрым способом возврата своих денег, является немедленное обращение в банк.
• Заблокируйте банковскую карту, с которой было совершено хищение.
• Необходимо незамедлительно получить выписку по своему банковскому счёту и узнать адреса, куда были списаны денежные средства.
• Самостоятельно позвоните на горячую линию своего банка и настаивайте на официальной фиксации информации о своём обращении и отмене проведённой операции.
• Звоните на горячую линию другого банка, в чей адрес было проведено списание, и требуйте того же самого.
• Отключите от интернета все устройства, на которых есть удалённый доступ к вашим денежным средствам.
Самое главное, что при соблюдении элементарных мер безопасности, граждане самостоятельно могут себя обезопасить от того, чтобы стать потерпевшими и потерять своё имущество.
Если вы не стали жертвой мошенника или же преступнику удалось совершить мошенничество, в обоих случаях нужно обязательно сообщить об этом в полицию.
Подготовил Евгений МАКАРОВ.