Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Муниципальное унитарное предприятие Невельского района «Редакция газеты «Невельский вестник»

182500, Псковская область, г. Невель, ул. Ленина, д. 15
телефон: 8(81151) 2-25-95
e-mail: nv@ellink.ru

"Полуторка".

Легенда военного времени 9 Мая легендарная "полуторка" проедет по центральным улицам Невеля.

Вячеслав и Дмитрий Ивановы уже много лет имеют незаурядное увлечение, требующее нестандартности мышления, скрупулезности и огромного терпения. Братья реставрируют раритетную технику, чаще всего - военную.

Около трех лет длился процесс воссоздания модели легендарной машины военного времени - "полуторки", ГАЗ-АА. И вот чудо техники перед нами во всей красе! Картина предстает такая, словно мы переместились на семь десятков лет назад. Смотришь на этот автомобиль, дотрагиваешься до блестящего капота, становишься на крепкую и основательную подножку, изучаешь панель приборов в кабине, пробуешь крутить руль, и буквально чувствуешь дух эпохи военного времени. Это удивляет и завораживает, не говоря уже о чувстве восхищения и восторга!

О том, с чего все начиналось, как братья трудились, чтобы с точностью до мельчайших деталей восстановить "полуторку", рассказывает Вячеслав Иванов, проведя сначала небольшой экскурс в историю:

- Из отечественных машин в годы войны были ГАЗ-АА - небольшой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны и ЗИС - 5, трехтонник. Но чаще всего использовалась "полуторка", так как ЗИСов было мало. Нам с братом подсказали знакомые, что в лесу возле деревни Турки-Перевоз лежит рама от "полуторки".

Судя по всему, машина была из ранних выпусков, еще довоенной сборки. Вытащили одну раму, ни рессор не было, ничего больше. Вот эти два швеллера и полутраверс, вот и все. (Вячеслав показывает в телефоне фотографию найденной в лесу детали автомобиля). Так что мы собирали машину практически с нуля, с одного остова.

Чтобы было понятнее, с чего начиналась сборка и реконструкция, Вячеслав отвел нас в дальний угол приусадебного участка и показал, как идет процесс сборки еще двух полуторок. Одна из машин состоит пока только из рамы и еще нескольких деталей, а вторая - полевая кухня - уже приняла реальные очертания. Как пояснил Вячеслав, хотели с братом собрать ее к нынешнему 9 мая, но не успели - оба работают, а увлечению посвящают все свободное время.

- Поначалу было тяжело найти необходимые запчасти. Потом, как только люди узнали, что мы собираем "полуторку", начали активно помогать: кто-то колесо принесет, кто - то диск, рессору… Сложности были еще в том, чтобы узнать, что эта деталь не от "ЗИСа", "Виллиса" или "Доджа", а именно от "полуторки". С чертежами помогли наши друзья, которые занимаются реставрацией, там, кстати, в дюймах все размеры указаны, так как машина сделана на основе американского "Форда". Один человек красить помог. Так что, хоть мы с Дмитрием и собирали автомобиль самостоятельно, но все три года активно участвовали в создании этой модели наши друзья, приятели и знакомые. Хотим поблагодарить всех невельчан, кто помог запчастями. И отдельное спасибо - поисковому отряду "Патриот 60" под руководством Кирилла Шляца.

Но не только невельчане помогали братьям Ивановым воплотить в жизнь задуманное.

- Из Новгорода, Смоленска запчасти привозили, - продолжает Вячеслав. - Переднюю часть мы привезли из Вязьмы, мотор - из Минска, спинку заднюю - из-под Питера. Менялись с людьми на другие запчасти, где-то покупали, доставали. Панель, спидометр, рычаги, коробка передач оригинальные. Кто разбирается в машинах, тот прекрасно понимает, что такого крепления моста нет ни у одной машины, кроме "полуторки", - говорит В.Иванов, демонстрируя строение ходовой части автомобиля.

Модель такой машины, собранная практически в оригинале, по словам Вячеслава, единственная в нашей области. В прошлом году он побывал в Пскове на выставке раритетной техники, и вот что рассказывает об увиденном:

- Мне же интересно, что там за техника, думаю, съезжу, посмотрю. В результате убедился, что ничего похожего на "полуторку" там нет. К примеру, была там такая машина: руль - от "полуторки", а кузов - от ГАЗ-53, видимо, собирали, из чего только можно было. В общем, оригинального для себя ничего я там не обнаружил.

В конце нашей встречи Вячеслав поделился мечтой о том, что было бы очень интересно собрать еще одну модель автомобиля. Братья Ивановы слышали о том, что где-то под Невелем находится разрушенный временем ГАЗ-67. Было бы здорово, если бы им удалось его найти. Может, кто-то знает об этом?

Приближается великий праздник - День Победы. 9 мая по традиции невельчане примут участие в многочисленных мероприятиях. В их числе будет организовано шествие "Бессмертного полка". И легендарная "полуторка" проедет по центральным улицам города, сопровождая стройные ряды героев Великой Отечественной войны, портреты которых понесут их дети, внуки и правнуки, напомнив нам о том, что нельзя забыть о великом подвиге наших дедов и прадедов, ценою своих жизней отстоявших мир на Земле.

Справочно:

Автомобиль ГАЗ-АА, "полуторка", производилась на Горьковском автозаводе с 1932 года. Прототипом модели послужил американский грузовик "Форд АА" 1930 года, который был закуплен Советским Союзом по лицензионному соглашению. Конструкция автомобиля была простой и надежной, в сутки с конвейера сходило 60 машин. Кабины первых автомобилей изготавливались из дерева, а начиная с 1934 года, на машину устанавливался металлический модуль с брезентовой крышей. "Полуторка" была самым массовым советским автомобилем в предвоенные и военные годы. Об участии "полуторки" в Великой Отечественной войне написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому курсировала легендарная машина, была "дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера. Производство ГАЗ-АА продолжалось до 1956 года. А на дорогах эти автомобили можно было встретить до 1960-го, пока устаревшую машину не заменил ГАЗ-51.

Вячеслав Чертолысов

Полуторка

Полуторок наземный флот

Советский выпускал народ.

В тылу трудились жёны, старики,

Без остановки их работали станки.

Война пришла, и на войне

Нужда была в патронах и еде,

В подвозе рот к передовой,

Снарядов чтобы не был перебой.

Везла на помощь медсестёр,

Дрова, чтобы погрел солдат костёр,

Сухую, чистую одежду

И письма, что дают надежду.

Полуторка и в дождь, и в непогоду

И пушки тянет, и подвозит воду.

И может, небольшой

полуторка была,

Но сделала на фронте, что могла.

Огромный вклад ее был для страны,

Хоть и была она всего лишь

маленькой машиной,

Но без неё, быть может, не смогли

Мы справиться с фашистской

тёмной силой!

Автор: Наталья Муравьева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1122

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика