Краеведческая работа в библиотеке является, пожалуй, самой интересной, но и самой трудной. Каждый человек хочет как можно больше узнать о своей малой родине.
Чтобы отыскать какие-либо краеведческие данные, порой приходится потрудиться не один год, но эта работа того стоит, потому что приносит удовлетворение.
История нашего края уходит вглубь веков. Возникла наша деревня примерно в то же время, что и Невель. На тракте НевельПолоцк среди белоствольных берёз стояла корчма, видимо, поэтому это место получило своё название - Березаи. В глубокой древности вокруг корчмы стали появляться новые постройки и село, ставшее впоследствии волостью.
В Духовной грамоте (завещании) Великого князя Ивана 111 от 1504 года говорится: "Да сыну же своему Василью даю... волости Березаи, Невле, Усваи, Ловцо....".
Невельские земли в разное время принадлежали Московскому и Литовскому княжествам, Речи Посполитой и Российской империи. По мирному договору 1508 года Невель и его окрестности остались за русским государством. Иван 1V также упоминает село Берёзово в своей Духовной грамоте в 1572 году: "Да сына же своего Ивана благословляю городы что есми поставил , с Божиею волею, на Литовском рубеже... А Луцкия волости: Березу, Невль, Усвои, Ловце,... как было при мне".
На Генеральной карте Витебской губернии 1820 года отчётливо посматривается село Берёзово, а на карте Невельского уезда того же времени отмечено, что в селе есть храм.
В архивных описях Невельского уезда значится, что в селе Берёзово в первой половине 18-го века на возвышенном месте у развилки дорог на Полоцк и Топоры был возведён храм, который строился первоначально как католический. Село Берёзово в то время находилось под властью Великого княжества Литовского, храм был восьмигранным и деревянным, обшит тёсом. С 1776 по 1796 годы наше село Берёзово входило в Полоцкое наместничество Псковской губернии Российской империи и после передачи храма православным, в 1786 году, он был реконструирован. К нему пристроили притвор и колокольню с трапезной,была переделана алтарная часть, стены расписаны местными мастерами сценами из Евангелия, так как православных икон в то время было очень мало, а средств, чтобы заказать иконы иконописцу не было. Эти росписи постоянно обновлялись и дошли до советских времён.
Полностью статью читайте в газете "Невельский вестник".