При проверке соблюдения законодательства, направленного для создания беспрепятственных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детьми-инвалидами прокуратурой Бирилюсского района установлены нарушения действующего законодательства в деятельности общеобразовательных учреждений района.
Закон гласит
Так, в соответствии с ч. 1 (3) ст. 3 ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах, одним из которых является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности и другое.
Согласно ч. 6 (2) ст. 28 Закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
Статья 19 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Что на деле?
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что МКДОУ "Суриковский детский сад присмотра и оздоровления "Родник" и Управлением администрации Бирилюсского района нарушаются вышеуказанные требования закона.
Так, согласно заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ребенок-инвалид, 2014 года рождения, является обучаемым ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Форма получения образования, согласно данного заключения, очная. В образовательной организации. Степень включенности частичная. При этом ребенок нуждается в предоставлении услуг ассистента (помощника). Однако, управлением образования Бирилюсского района было предложено родителям данного ребенка зачисление в дошкольное образовательное учреждения на условиях домашнего обучения (посещение ребенка воспитателем на дому), в связи с тем, что ребенок нуждается в постоянном сопровождении, а в штатном расписании МКОУ "Суриковский детский сад "Родник" (по месту жительства семьи) должность ассистента (помощника) отсутствует. Тем, самым для конкретного данного ребенка было создано препятствие для получения дошкольного образования в форме, не противопоказанной ему по состоянию здоровья и выбранной его родителями.
Кроме этого, в нарушение требований ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, а также требований, установленных Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" образовательными организациями района не созданы в полном объеме специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами.
Практически все образовательные организации района (дошкольные, общеобразовательные) являются труднодоступными для инвалидов-колясочников и нуждаются в капитальном ремонте. При этом при утверждении планов мероприятий, направленных для обеспечения доступности объектов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, мероприятия, направленные на переоборудование, капитальный ремонт зданий, помещения с указанной целью даже не планируются. А если планируются, то с условием – при наличии финансирования, что фактически делает их не исполнимыми.
Так, согласно паспорта доступности МКДОУ "Новобирилюсский детский сад "Колокольчик"" объект труднодоступен для инвалидов-колясочников (входные двери не оборудованы для проезда коляски), а также инвалидов по зрению и слуху (система информации и связи не оборудована с учетом потребностей инвалидов по зрению и слуху).
МКОУ "Проточинская СОШ" недоступна для инвалидов-колясочников, так как отсутствуют пандусы как при входе в здание, так и по пути движения внутри здания, включая пути эвакуации. При этом перечнем мероприятий предусмотрено проведение капитального ремонта после 1 июля 2017 года, со сроком реализации данного пункта перечня в период 2025-2029 г. Паспортом доступности предусмотрено проведение данных работ в 2018 году при наличии финансирования. Неопределенность в сроках выполнения работ, отсутствие конкретных сумм, необходимых для их производства, фактически свидетельствует о неготовности учреждения что-либо предпринимать в данной части. Свидетельствую о МКОУ "Арефьевская ООШ" отсутствуют пандус, кнопка вызова персонала для инвалидов-колясочников.
При этом, ни администрациями данных учреждений, ни управлением образования района достаточных мер к организации общедоступности данных объектов для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов не планируется и не принимается, тем самым нарушаются права широкого круга лиц, относящихся к категории лиц, находящихся под особой защитой государства в связи с их возрастом и состоянием здоровья.
По результатам настоящей проверки прокурором района внесено представление руководителю управления образования администрации Бирилюсского района с требованием устранения выявленных нарушений закона, в суд направлено исковое заявление возложении обязанности на администрацию МКОУ "Орловская СОШ" оборудовать вход на территорию и в здание школы в соответствии с требованиями закона, обеспечивающими их доступность для инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников.
Данные акты прокурорского реагирования в настоящее время находятся на рассмотрении. Но уже сейчас можно сказать о первых положительных результатах – ребенок с ограниченными возможностями здоровья, которому (его родителям) было первоначально отказано в зачисление в общеобразовательное дошкольное учреждение по очной форме в связи с отсутствием в штате учреждения должности ассистента, зачислен в детский сад и имеет возможность посещать его, общаться со своими сверстниками. Это только положительно отразится на развитии ребенка и его адаптации в обществе.
Л.В. ГЮНТЕР,
помощник прокурора района,
младший советник юстиции